Рекомендации по профилактике кризисного состояния учащихся

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЯХ

развернуть

Дорогой друг!

Мы подготовили для тебя памятку, которая поможет

тебе, когда особенно сложно

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ТЫ СТОЛКНУЛСЯ С ТРУДНОЙ СИТУАЦИЕЙ?

Если ты попал в сложную, кризисную, неприятную для тебя ситуацию твоя реакция на событие может быть различной. В зависимости от твоего характера ты можешь испытывать тревогу, беспокойство по любым незначительным поводам, неусидчивость или подавленность, уныние, нежелание общаться с кем-либо, а можешь испытывать раздражительность, злость.

У тебя может появиться чувство страха, тревоги в ситуациях чем-то напоминающих о событии (звуки, запахи и др.). Могут появиться болезненные, неприятные ощущения в теле, бессонница, нарушения аппетита и т.д. Возможно, в школе ты стал более рассеянным, невнимательным, стал быстрей уставать на занятиях. Если эти реакции наблюдаются у тебя достаточно долго, расскажи об этом взрослым (родителям или близким тебе людям).

В это время тебе необходимы внимание и поддержка со стороны родителей и близких. Иногда бывает трудно признаться в этом самому себе и принять внимание и поддержку. Поделись с близкими своей проблемой и чувствами, которые ты испытываешь.

Люди, которые тебя окружают, хотят помочь!

Родители, педагоги, специалисты постараются

сделать всё, чтобы ты был в безопасности.

Можно выразить свои чувства, записав их или нарисовав рисунок.

Поддерживай отношения с другими значимыми для тебя людьми.

Если разговор о твоих проблемах вызывает слёзы, не стыдись их, это нормальная реакция на травмирующее событие.

Ограничь просмотр  телевизионных программ, рассказывающих      о        трагических       событиях. Постарайся        соблюдать         режим        дня:  отдыхать, вовремя есть – это поможет тебе восстановить силы.

Среди твоего окружения могут быть люди, которым нужна твоя помощь. Подумай, как ты можешь помочь им – это поможет тебе справиться со своими переживаниями, отвлечься от тяжелых мыслей и вернет чувство уверенности.

Для того, чтобы ты справился со своими переживаниями, должно пройти время.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ?

Важно обратиться за помощью тогда, когда тебе она действительно нужна!

Если Ты длительное время испытываешь:

тревогу, беспокойство, кошмарные сновидения, неусидчивость; подавленность, угнетенность, безнадежность, беспомощность, чувство вины;

 

раздражительность, злость на себя или окружающих; потерю интереса или удовольствия от того, что раньше радовало; расстройство сна (включая трудности засыпания, бессонницу, слишком ранний подъём и/или сонливость по утрам);

снижение или повышение аппетита (потерю или прибавление массы тела);

снижение энергии, слабость, вялость, быструю утомляемость; мысли о смерти, самоубийстве;

ухудшение памяти, неспособность сконцентрироваться и/или принять решение расскажи об этом взрослым (родителям, близким) и обратись к специалистам, которые помогут тебе преодолеть эти состояния.

Помни, ты можешь обратиться за помощью к психологу бесплатно и в любое время суток.

Тебе не обязательно называть своё имя. С тобой поговорит психолог, вместе с которым вы сможете найти выход из сложившейся ситуации.

 

свернуть

Памятка педагогам, которая может помочь в работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии

развернуть

Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии

 Основная задача педагога при разговоре с ребенком – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту.

При возникновении ситуации педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по оказанию помощи. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в

кризисном состоянии

  • Постараться нормализовать          собственное эмоциональное состояние.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него.
  • Вести беседу так, будто Вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для Вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
  • Нельзя приглашать на беседу ребенка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

Если ребенок говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа

«Что если мои близкие погибнут…»

«Я тоже очень переживаю из-за сложившейся ситуации. Сейчас делается все, чтобы твои близкие оказались в безопасности»

«Не переживай, все будет хорошо!» «Им там труднее, чем тебе здесь сейчас»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому хуже , чем тебе»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять.

Я действительно хочу это знать»

«Я очень хорошо тебя понимаю»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«А если у меня не

получится?...»

«Если не получится, я буду

знать, что ты сделал все

возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

  • Начало разговора: «Мне показалось, что ты выглядишь расстроенным, давай поговорим
  • Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я понял(а), что …?»
  • Расширение перспективы: «Давай подумаем, что можно сделать сейчас для своих близких, чтобы они меньше переживали за тебя? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на

твоем месте был твой друг

 

Предлагаем упражнения, которые Вы можете использовать в перерывах в процессе воспитательной и образовательной деятельности с детьми, испытывающих кризисное

психологическое состояние

Упражнение. Техника глубокого дыхания

Делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить: «одна тысяча, две тысячи» – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).

Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть делаем паузу.

Выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха).

Затем снова глубокий вдох без паузы, то есть повтор цикла. Повторяем 2–3 цикла (пре дел – до 3-х, максимум до 5-ти за один подход).

При навязчивых мыслях можно попробовать сфокусировать внимание:

  • на движении воздуха по дыхательным путям;
  • на движениях грудной клетки;
  • на температуре вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая разницу.

 

 

свернуть

Памятка для родителей Как помочь ребенку в кризисном состоянии

развернуть
 

Уважаемые родители!

Для Вас подготовлена памятка, которая поможет Вам определить острое стрессовое состояние Вашего ребенка и оказать ему психологическую помощь

Тревожностью  обычно    называют    повышенную

склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

 

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится   настороже,      ему  трудно установить контакт с окружающими, мир воспринимается как пугающий и враждебный.

 

 

Страх   у       ребенка    –       это         переживания, беспокойство,     сопряженные    с         реальными        или выдуманными угрозами, которые проявляются у детей и подростков и сопровождаются эмоциональными и физическими нарушениями.

 

 

Какими могут быть предпосылки, причины страха, тревоги у ребенка

Родителям следует обратить внимание на то, отмечаются ли

в поведении ребенка следующие признаки:

  • постоянное беспокойство;
  • трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
  • мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
  • раздражительность;
  • нарушение сна;
  • намеренное избегание общения с конкретным человеком

(несколькими людьми);

-страхи, связанные с разлукой (сны или кошмары о разлуке; отказ посещения школы, страх оставаться одному; физические симптомы в моменты, когда ожидается разлука, включая рвоту, диарею и боли в животе);

-ожидание того, что произойдет что-то плохое;

-страх и избегание социального взаимодействия из-за убеждения, что другие люди причинят вред;

-острая боязнь животных, таких как собаки или птицы, насекомых, темноты, громких звуков и особенно грозы, клоунов, масок или людей с необычной внешностью, крови, болезни, инъекций.

Если Вы заметили одно из приведенных

особенностей поведения ребенка, то вполне возможно ребенок находится под влиянием страха, тревоги

Причины тревоги и страха у детей:

  • повышенная тревожность и страхи родителей;
  • отсутствие эмоционального контакта со значимыми людьми;
  • внезапная смена окружающей действительности;
  • острое переживание за родных и близких;
  • повышенная эмоциональная нагрузка; - неблагоприятные отношения, конфликты; - другое.

Что делать родителям, чтобы снизить уровень страха, тревоги у ребенка

Роль понимающего и любящего родителя имеет особое

значение для детей, испытывающих тревогу, страх, постарайтесь следовать следующим рекомендациям:

  1. Выслушивайте ребенка – ему крайне важно видеть глаза взрослого, чувствовать его реакцию. Постарайтесь всегда находить время для выполнения данного пункта. Совсем скоро Вы убедитесь, как это важно для ребенка и для Вас.
  2. Старайтесь не оставлять ребенка в одиночестве. Дышите глубоко и ровно. Постепенно замедляйте свою речь. Голос должен быть спокойным, доброжелательным, принимающим, поддерживающим. Внимательно слушайте своего ребенка, проявляйте заинтересованность в том, что он говорит, понимание и сочувствие.
  3. Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке и как можно чаще давать позитивную оценку его действиям и поступкам.
  4. Постарайтесь отвлечь ребенка от его собственных переживаний. Действенным будет включение его в творческую, спортивную деятельность.
  5. Избегайте разговоров при ребенке на темы, которые способны усилить его переживания.
  6. Старайтесь сохранять спокойствие и самообладание в присутствии ребенка. Поверьте, эмоциональное состояние ребенка как зеркало отражает во многом эмоции взрослых.
  7. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось...».

8. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»)

Что делать родителям, чтобы снизить уровень страха, тревоги

ребенка

  1. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги и страха можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове.
  2. Помогите ребенку выражать негативные эмоции приемлемыми способами (спорт, физический труд, самомассаж, прогулка на свежем воздухе, надувание воздушных шариков, топанье ногами, «битва подушками», крик в уединенном месте, ведение дневника и др.)
  3. Ребенку, который испытывает тревогу, страх очень сложно расслабиться. Для того чтобы снять мышечное напряжение, желательно использовать игры, в которых присутствует телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела, игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.). Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

Упражнения, позволяющие снизить тревогу, страх у ребенка

Существуют дыхательные и релаксационные упражнения, применение которых позволит снизить уровень тревоги и страха. Приведем некоторые из них. Выполнять их можно стоя или сидя, как дома, так и на улице. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.

Упражнение «Дудочка»

Инструкция. Неглубоко вдохнуть воздух, поднести воображаемую дудочку к губам. Начать медленно выдыхать, на выдохе вытянуть губы в трубочку. Затем начать сначала. Повторяйте это упражнение вместе с ребенком одну минуту несколько раз в день.

Упражнение на расслабление мышц

Инструкция. На вдохе напрягите мышцы рук, сожмите кисти в кулаки, на выдохе расслабьтесь и сконцентрируйтесь на процессе. Потом сделайте круговые движения шеей, далее поднимите плечи к ушам, а подбородок наклоните к груди – на выдохе почувствуйте приятные ощущения. После чего по очереди напрягайте мышцы лица, груди, пресса, спины, ног и ловите момент облегчения.

Упражнение «Винт»

Инструкция. Пятки и носки вместе. Поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Упражнение «Насос и мяч»

Инструкция. Упражнение выполняется в паре, где один – большой надувной мяч, другой – насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Напарник начинает надувать мяч, сопровождая движение рук, качающих воздух, звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямляется туловище, после третьего – поднимается голова, после четвертого – надуваются щеки, руки оттолкнулись от тела. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Далее шланг насоса «выдергивается» из мяча, и он со звуком «ш» с силой выпускает воздух. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. При повторе происходит смена ролей.

Применение предлагаемых упражнений поможет уменьшить уровень тревоги, страха, приподнять настроение. Важно применять их регулярно

Мотивационное упражнение      «Водопад».       Допустимо применять в группе

Примечание. После выполнения упражнения лучше заняться чем-нибудь спокойным.

Инструкция: прочтите текст вслух не спеша, спокойным голосом, погружаясь в рисуемую воображением действительность.

Текст: Сядь поудобнее и закрой глаза. Глубоко вдохни и выдохни (2–3 раза). Представь, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по голове… Расслабляется лоб, затем рот, расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по затылку, плечам, помогая им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает со спины, в спине исчезает напряжение, она становится мягкой и расслабленной… Свет течет по груди, животу. Они расслабляются. Ты без всякого усилия глубоко вдыхаешь и выдыхаешь. Тебе приятно. Ты чувствуешь себя расслабленным… А свет течет также по рукам, ладоням, пальцам. Они становятся мягкими и расслабленными… Свет течет и по ногам, спускается к ступням. И они расслабляются, становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляешься и наполняешься свежими силами… Теперь мысленно поблагодари этот водопад света за то, что он так чудесно тебя расслабил… Потянись, выпрямись и открой глаза.

Помните! Ваше любящее сердце наделяет Вас безграничными возможностями, в которых нуждается Ваш ребенок

Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с высоким уровнем тревоги, страха

Если Вы следовали предложенным рекомендациям по оказанию помощи Вашему ребенку, а в результате страх и

тревога не покидают его, то Вам необходимо вместе с ребенком обратиться к профессиональной психологической помощи к специалисту.

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧТО СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА?

развернуть

* Положительные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека

* Устойчивое позитивное отношение к жизни 

* Вариативность субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций

* Высокий уровень социализации личности;

* Забота о собственном здоровье

* Стремление к саморазвитию

* Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности

* Способность преодолевать кризисные ситуации

* Представления о неиспользованных жизненных возможностях.

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

} сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе;

} принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций;  

} обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства)

} информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом

Что  может насторожить педагога:

  • заявления ребенка о желании уйти из жизни; 
  • если в разговорах, рисунках и письмах ребенка проявляется озабоченность смертью; 
  • если ребенок раздаривает свои личные вещи;
  • отдаление ребенка от семьи и друзей;
  • агрессивное или враждебное поведение;
  • побеги из дома;
  • опасное поведение (например, неразборчивость в сексуальных взаимоотношениях); 
  • неуважительное отношение к собственной внешности; 
  • резкое изменение характера (например, ребенок был очень активным и неожиданно стал тихим).

Признаками суицидального поведения могут быть

  1. Изменения в сфере межличностных отношений
  2. Изменения стереотипов поведения
  3. Характерные высказывания
  4. Изменение физического состояния
  5. Изменения эмоционального фона (депрессия)

Признаки депрессии:

  • потеря интереса к деятельности, которая раньше доставляла удовольствие;
  • изменения режима питания и режима сна; 
  • ребенку трудно думать и трудно сконцентрироваться; 
  • ребенок постоянно жалуется на скуку; 
  • при отсутствии проблем с физическим здоровьем ребенок постоянно жалуется на головные боли, на боли в желудке и на усталость; 
  • ребенок постоянно страдает от чувства вины и не разрешает никому себя хвалить.

ЧТО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ

-Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком

- Будьте внимательным слушателем

- Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.

- Помогите определить источник психического дискомфорта.

- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

- Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы

- Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами. 

НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

- Знать особенности развития и воспитания личности детей в разные возрастные периоды.

- Владеть приёмами эффективной коммуникации.

- Иметь навыки наблюдения.

- Уметь оказать психологическую поддержку.

 

свернуть

Рекомендации педагогам по распознаванию кризисных состояний у учащихся

развернуть

 

  

Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека.

Кризисное состояние—это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой. Эти внутренне болезненные переживания могут нести с собой угрозу индивидуальному представлению о себе, идеальному образу «Я» и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы и состояния в них, содержат элементы объективной опасности и могут привести к глубокому депрессивному состоянию.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. - Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать педагогу, если он обнаружил сигналы опасности:

Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание учащемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

Обратитесь к психологу или к другим специалистам за помощью.

Свяжитесь с родителями ребёнка и поделитесь своими наблюдениями

Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или «аутоагрессию» (то есть, агрессию, обращённую на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договорённостей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в учебной группе, ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.

Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учащихся становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

Кураторский час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят учащиеся, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости учащийся мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки учащегося как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность учащегося. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

РЕКОМЕНДАЦИИ

как вести себя с человеком, находящимся в кризисной ситуации

  

1)не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)доверьтесь своей интуиции, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3)не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4)дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5)сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6)говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;

7)постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8)убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9)не предлагайте упрощенных решений;

10)дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11)помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12)помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13)при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14)помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

 

свернуть