Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Купятичская средняя школа» Пинского района
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Упражнение 1.
1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
3. Напрягите и расслабьте икры.
4. Напрягите и расслабьте колени.
5. Напрягите и расслабьте бедра.
6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
7. Напрягите и расслабьте живот.
8. Расслабьте спину и плечи.
9. Расслабьте кисти рук.
10. Расслабьте предплечья.
11. Расслабьте шею.
12. Расслабьте лицевые мышцы.
13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Упражнение 3.
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.
Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
Упражнение 4.
Упражнения, которые помогают избавиться от волнения
Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижать орех к левой ладони и делать круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2—3 минуты.
В завершение успокоительной гимнастики слегка помассировать кончики мизинцев.
свернуть
Необходимо обратить внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
1) при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помнить о передозировке. Все должно быть в меру!
2) очень полезны физические упражнения (спорт, танцы, прогулки, бассейн, баня).
3) необходима психическая и физическая релаксация (прослушивание расслабляющей музыки).
4) для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей.
В предэкзаменационный период важно подготовиться психологически.
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
Начинать готовиться к экзаменам необходимо заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, нужно постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала.
Ежедневно следует выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Как запомнить большое количество материала?
Этот вопрос волнует большинство экзаменуемых. Лучший способ – это повторять материал по вопросам. Читая учебник, выделять главные мысли – это опорные пункты ответа. Важно научиться составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотреть листочки с кратким планом ответа.
Одеваясь на экзамен важно помнить, что одежда должна быть спокойных тонов. Постараться избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помнить о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена – все что угодно.
свернуть
Перед вами встает вопрос о выборе профессии. Это очень важно, ведь всем хочется в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми, успешными в жизни, получать достойную зарплату.
Анализ профессионального самоопределения выпускников учреждений общего среднего образования свидетельствует о недостаточной готовности их к осознанному выбору жизненного пути. Представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.
Как не ошибиться? Как сориентироваться в большом мире профессий? На эти вопросы вы найдете ответы на Республиканском портале ”Профессиональное образование“ (www.ripo.unibel.by) в разделе «Профессионально-техническое образование», а также на сайте Министерства образования (http://еdu.gov.by/), где находятся нормативные, инструктивные и методические материалы, регулирующие вопросы приема в учреждения профессионально-технического образования (Главная страница - Карта сайта - Профессионально-техническое образование - Прием ).
В обществе бытует мнение о профессионально-техническом образовании как «непрестижном» по сравнению с высшим образованием, и поэтому многие родители настойчиво рассматривают вопрос о продолжении обучения своих детей в школе, а потом в вузе. Однако к вузу можно придти и через профессионально-техническое образование, которое обеспечивает практико-ориентированную подготовку рабочих и служащих, востребованных на современном рынке труда, своего рода «техническую элиту» с хорошо развитыми практическими навыками трудовой деятельности, является более доступным, массовым, выгодным и имеет ряд преимуществ перед продолжением обучения в учреждении общего среднего образования.
Во-первых, граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования республики. Основная информация о порядке приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, содержится в Правилах приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07. 2011 № 953.
Обучение в учреждениях профессионально-технического образования ведется на основе общего среднего, общего базового или специального образования и обеспечивает получение профессии и общего среднего образования или только профессии.
Большинство учреждений профтехобразования осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что дает выпускнику возможность получить несколько квалификаций и, соответственно, позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда.
Выпускник, получивший диплом об окончании учреждения профессионально-технического образования в отличие от выпускника школы с аттестатом об общем среднем образовании, имеет еще и профессию. Если по каким-либо причинам он не смог продолжить обучение в вузе, то в большей степени застрахован от безработицы, так как может пойти работать по профессии и материально обеспечивать себя.
Во-вторых, выпускникам учреждений профтехобразования гарантируется предоставление первого рабочего места путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони в соответствии с законодательством о занятости населения.
В-третьих,возможность непрерывного получения образования. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное образование по родственной специальности в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах, колледжах, прием в которые осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02. 2006 № 80 (в редакции Уаза Президента Республики Беларусь от 20.03. 2014 № 130). За более короткий промежуток учебы можно разобраться, насколько верно выбрана профессия, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Переход по уровням образования от профессионально-техническому к среднему специальному дает возможность поступить впоследствии в учреждение высшего образования на 3 курс обучения. Другими словами, учреждение профессионально-технического образования – это «удобный» мостик для перехода из школы в вуз и продолжения избранного профессионального пути.
В-четвертых, в целях социальной поддержки со стороны государства успевающих обучающихся по дневной форме получения образования и стимулирования освоения содержания образовательных программ профессионально-технического образования со сроком обучения менее 1 года назначаются стипендии. Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. Эта относительная финансовая самостоятельность молодых людей выгодно отличает их от их сверстников - учащихся учреждений общего среднего образования, что еще раз подчеркивает преимущество выбора именно профессионального пути.
В-пятых, учащиеся учреждений профтехобразования, обучающиеся более одного года, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием, а учащиеся из малообеспеченных семей, а также иногородние учащиеся учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, – бесплатным трехразовым горячим питанием в учебные дни.
В-шестых, обучающиеся в учреждениях профессионально-технического на период обучения в соответствии с законодательством могут обеспечиваться местами для проживания в общежитиях.
В-седьмых, материальная помощь на проезд оказывается нуждающимся иногородним учащимся, среднедушевой доход семей которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала.
Материальная помощь на проезд может быть оказана учащимся в виде частичной компенсации (в размере, не превышающем 50 процентов) стоимости проезда (проездного документа) к месту проживания семьи (родителей): не более чем за две поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного междугородного сообщения, железнодорожным транспортом общего пользования межрегиональных линий эконом-класса; не более чем за четыре поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), железнодорожным транспортом общего пользования региональных линий эконом-класса.
В-восьмых, при прохождении производственного обучения учащиеся учреждений имеют возможность повысить свое материальное благополучие, получая денежные выплаты за выполненные работы. Денежные средства за произведенную продукцию (работы, услуги) в размере не менее 75 процентов направляются на материальное поощрение учащихся с учетом их участия.
Например, средняя денежная выплата, получаемая учащимся учреждения профтехобразования во время производственного обучения на предприятии г. Минска, в 2013 г. составила 2-5 млн. бел. руб., в то время как его сверстник - выпускник школы только думает, куда пойти учиться. Также учащиеся во время производственного обучения имеют право на выдачу им спецодежды и обуви, других средств индивидуальной защиты по нормам, установленным для рабочих соответствующих отраслей и профессий, за счет средств учебного заведения.
В-девятых,во время каникул учреждениями профессионально-технического образования организуется временная трудовая занятость молодежи по различным видам деятельности, студенческие отряды, что обеспечиваетдополнительным заработок учащимся
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Изменение выбора, освоение новой профессии сделает Вас конкурентоспособным и востребованным работником на рынке труда. Первая профессия, даже если Вы передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в любых жизненных ситуациях. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Более подробные сведения по вопросам приема, обучения, трудоустройства, существующих льготах и ограничениях можно получить непосредственно в учреждениях образования, а также в следующих органах управления образованием:
Выбирая профессию, важно:
Планируя свою профессиональную карьеру полезно ответить на следующие вопросы:
Основные ошибки, которые делают выпускники школ:
Каждый школьник, решающий для себя проблему выбора профессии (независимо от того, будет это пока обучение в высшем, среднем специальном учебном заведении, профессионально-техническом училище или поступление непосредственно на работу), должен помнить, что это сложный и ответственный шаг. Затягивание процесса профессионального самоопределения и выбора может привести к тому, что место учебы и профессия будут выбраны спонтанно. А это приведет в скором времени к разочарованию и желанию сменить ее. Но где гарантия, что ошибка не повторится?
Поэтому нельзя делать выбор своей будущей профессии случайно, спонтанно. Ее нужно выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений и призвания, реальных возможностей поступления в учебное заведение, то есть взвесив все «за» и «против».
Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
А. Знаешь ли ты:
А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.
Экзамен - это проверка, но проверка не только самих знаний, но и умения эти знания к себе в голову уложить, удержать их там необходимое время, да еще и суметь ими воспользоваться и правильно преподнести.
Вы увидите:
Вы познакомитесь со следующими упражнениями:
Место для занятия:
Готовимся психологически
Если трудно собраться с силами и мыслями, необходимо постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала.
Режим дня: день делим на три части – «для пятерки три восьмерки», говорили раньше. Мы же скажем - «для десятки три восьмерки».
- восемь часов – подготовка к экзамену;
- восемь часов – сон, можно сделать тихий час после обеда;
- восемь часов – занятия спортом, прогулка на свежем воздухе, посещение дискотеки.
Планируя день, следует учитывать «жаворонок» вы или «сова». Исходя из этого, основная нагрузка приходится на утренние или же вечерние часы.
В плане на каждый день определяется, что именно сегодня необходимо изучать.
Некоторые закономерности запоминания
Как запоминать большее количество материала
Шпаргалки! – писать надо – берем с собой как талисман, для чувства уверенности.
Условия поддержания работоспособности
Гимнастика для глаз
Упражнения на стимуляцию познавательных способностей
Развитие мелкой моторики
Развитие зрительной памяти
Накануне экзамена
Во время экзамена
Что делать, если…?
Обнаружилось, что попался вопрос, на который вы можете сказать совсем немного.
Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала.
Вообще ничего не знаете…
…но лучше играть по правилам.
На полуслове вы забыли, о чем говорить…
Вас не слушают…
Не воспринимайте это на свой счет (экзаменаторы тоже люди) – просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили.
Экзаменатор в резкой и грубой форме перебивает вас…
Вы оговорились, и все начали смеяться…
Посмейтесь вместе со всеми – и все.
Вы ошиблись…
Вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали…
Обрати внимание! Спеши не спеша.
Прочитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.
Начни с легкого.
Пропускай тяжелые или непонятные задания. В тексте есть задания, с которыми ты обязательно справишься.
Читай задание до конца.
Думай только про то задание, которое ты выполняешь. Забудь о предыдущих неудачах.
Исключай! Многие задания можно быстрее выполнить, если исключать неправильные варианты.
Запланируй два этапа:
2/3 времени на более легкие задания,
1/3 времени на сложные задания.
Проверь! Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.
Угадывай! Если ты можешь отдать предпочтение одному ответу другим инстинктивно, доверяй своей интуиции!
Не переживай! На практике выполнить все задания нереально! Количество выполненных заданий может быть достаточным, чтобы получить хороший балл.
свернуть