Выпускнику

УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ СТРЕССА

развернуть

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

Упражнение 1.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

 Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

 Упражнение 3.

          Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

 Упражнение 4.

Упражнения, которые помогают избавиться от волнения

Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
    Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
     Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижать орех к левой ладони и делать круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2—3 минуты.
    В завершение успокоительной гимнастики слегка помассировать кончики мизинцев.

 

свернуть

Стресс перед экзаменом. Как с этим справиться?

развернуть

             Необходимо обратить внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство   памяти,   тревожность,   плаксивость,   излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

       Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
1) при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помнить о передозировке. Все должно быть в меру!
2) очень полезны физические упражнения   (спорт, танцы, прогулки, бассейн, баня).
3) необходима психическая и физическая релаксация (прослушивание расслабляющей музыки).
4) для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей.
       В предэкзаменационный период важно подготовиться психологически.
      Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
       Начинать готовиться к экзаменам необходимо заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
       Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, нужно постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала. 
       Ежедневно следует выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
       Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
     

Как запомнить большое количество материала?

Этот вопрос волнует большинство экзаменуемых. Лучший способ – это повторять материал по вопросам. Читая учебник, выделять главные мысли – это опорные пункты ответа. Важно научиться составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотреть листочки с кратким планом ответа.
       Одеваясь на экзамен важно помнить, что одежда должна быть спокойных тонов. Постараться избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помнить о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена – все что угодно.

 

свернуть

Выбор профессии

развернуть

Перед вами встает вопрос о выборе профессии. Это очень важно, ведь всем хочется  в будущем быть востребованными на рынке труда, значимыми,  успешными  в жизни, получать достойную зарплату.

Анализ профессионального самоопределения выпускников учреждений общего среднего образования свидетельствует о недостаточной готовности их к осознанному выбору жизненного пути. Представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

Как не ошибиться? Как сориентироваться в большом мире профессий? На эти вопросы вы найдете ответы на Республиканском портале ”Профессиональное образование“ (www.ripo.unibel.by) в разделе «Профессионально-техническое образование», а также на сайте Министерства образования (http://еdu.gov.by/), где находятся нормативные, инструктивные и методические материалы, регулирующие вопросы приема в учреждения профессионально-технического образования (Главная страница - Карта сайта - Профессионально-техническое образование - Прием ).

В обществе бытует мнение о профессионально-техническом образовании как «непрестижном» по сравнению с высшим образованием, и поэтому многие родители настойчиво рассматривают вопрос о продолжении обучения своих детей в школе, а потом в вузе. Однако к вузу можно придти и через профессионально-техническое образование, которое обеспечивает практико-ориентированную подготовку рабочих и служащих, востребованных на современном рынке труда, своего рода «техническую элиту» с хорошо развитыми практическими навыками трудовой деятельности, является более доступным, массовым, выгодным и имеет ряд преимуществ перед продолжением обучения в учреждении общего среднего образования.

Во-первых, граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования республики. Основная информация о порядке приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, содержится в Правилах приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07. 2011 № 953.

Обучение в учреждениях профессионально-технического образования ведется на основе общего среднего, общего базового или специального образования и обеспечивает получение профессии и общего среднего образования или только профессии.

Большинство учреждений профтехобразования осуществляют подготовку по нескольким профессиям, что дает выпускнику  возможность получить несколько квалификаций и, соответственно, позволяет быть конкурентоспособным на рынке труда. 

Выпускник, получивший диплом об окончании учреждения профессионально-технического образования в отличие от выпускника школы с аттестатом об общем среднем образовании, имеет еще и профессию. Если по каким-либо причинам он не смог продолжить обучение в вузе, то в большей степени застрахован от безработицы, так как может пойти работать по профессии и материально обеспечивать себя.

Во-вторых, выпускникам учреждений профтехобразования гарантируется предоставление первого рабочего места путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони в соответствии с законодательством о занятости населения.

В-третьих,возможность непрерывного получения образования. Учащиеся, которые овладели профессией на уровне профессионально-технического образования, могут получить среднее специальное образование по родственной специальности в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах, колледжах, прием в которые осуществляется в соответствии с Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02. 2006 № 80 (в редакции Уаза Президента Республики Беларусь от 20.03. 2014 № 130). За более короткий промежуток учебы можно разобраться, насколько верно выбрана профессия, и уже осознанно определиться с выбором вуза. Переход по уровням образования от профессионально-техническому к среднему специальному дает возможность поступить впоследствии в учреждение высшего образования на 3 курс обучения. Другими словами, учреждение профессионально-технического образования – это «удобный» мостик для перехода из школы в вуз и продолжения избранного профессионального пути.

В-четвертых, в целях социальной поддержки со стороны государства  успевающих обучающихся по дневной форме получения образования и стимулирования освоения содержания образовательных программ профессионально-технического образования со сроком обучения менее 1 года назначаются стипендии. Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. Эта относительная финансовая самостоятельность молодых людей выгодно отличает их от их сверстников - учащихся учреждений общего среднего образования, что еще раз подчеркивает преимущество выбора именно профессионального пути.

В-пятых, учащиеся учреждений профтехобразования, обучающиеся более одного года, обеспечиваются бесплатным одноразовым горячим питанием, а учащиеся из малообеспеченных семей, а также иногородние учащиеся учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, – бесплатным трехразовым горячим питанием в учебные дни.

В-шестых, обучающиеся в учреждениях профессионально-технического на период обучения в соответствии с законодательством могут обеспечиваться местами для проживания в общежитиях.

В-седьмых, материальная помощь на проезд оказывается нуждающимся иногородним учащимся, среднедушевой доход семей которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала.

Материальная помощь на проезд может быть оказана учащимся в виде частичной компенсации (в размере, не превышающем 50 процентов) стоимости проезда (проездного документа) к месту проживания семьи (родителей): не более чем за две поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного междугородного сообщения, железнодорожным транспортом общего пользования межрегиональных линий эконом-класса; не более чем за четыре поездки (туда и обратно) в месяц автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), железнодорожным транспортом общего пользования региональных линий эконом-класса.

В-восьмых, при прохождении производственного обучения учащиеся учреждений имеют возможность повысить свое материальное благополучие, получая денежные выплаты за выполненные работы. Денежные средства за произведенную продукцию (работы, услуги) в размере не менее 75 процентов направляются на материальное поощрение учащихся с учетом их участия.

Например, средняя денежная выплата, получаемая учащимся учреждения профтехобразования во время производственного обучения на предприятии г. Минска, в 2013 г. составила 2-5 млн. бел. руб., в то время как его сверстник - выпускник школы только думает, куда пойти учиться. Также учащиеся во время производственного обучения имеют право на выдачу им спецодежды и обуви, других средств индивидуальной защиты по нормам, установленным для рабочих соответствующих отраслей и профессий, за счет средств учебного заведения.

В-девятых,во время каникул учреждениями профессионально-технического образования организуется временная трудовая занятость молодежи по различным видам деятельности, студенческие отряды, что обеспечиваетдополнительным заработок учащимся

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Изменение выбора, освоение новой профессии сделает Вас конкурентоспособным и востребованным работником на рынке труда. Первая профессия, даже если Вы передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в любых жизненных ситуациях. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Более подробные сведения по вопросам приема, обучения,  трудоустройства, существующих льготах и ограничениях  можно получить непосредственно в учреждениях образования, а также в следующих органах управления образованием:

  • Министерство образования Республики Беларусь (220010, г. Минск, ул. Советская, 9; тел.: (8 017) 200 96 26, 200 31 16, 200 71 36);
  • Управление образования Брестского облисполкома (224005, г. Брест, ул. Ленина, 11; тел.:  (8  0162) 21 81 82, 21 84 57,  21 90 16);
  • Управление образования Витебского облисполкома (220010, г.Витебск, ул. Офицерская, 6; тел.:  (8  0212) 48 03 72, 47 51 85, 47 10 27);
  • Управление образования Гомельского облисполкома (246050, г.Гомель, ул. Крестьянская, 14;  тел.: (8  0232) 74 03 33, 74 33 45, 74 28 47);
  • Управление образования Гродненского облисполкома (230023, г.Гродно, ул. Ожешко, 3;  тел.:  (8  0152) 74 38 03, 74 33 76, 74 55 97);
  • Управление образования Могилевского облисполкома (212030, г.Могилев, ул. Первомайская, 71; тел.: (8 0222) 31 01 83, 32 68 35, 22 07 58);
  • Управление образования Минского облисполкома (220030, г. Минск, ул. Энгельса, 4;  тел.:  (8  017) 327 34 82, 327 23 15, 327 01 22);
  • Комитет по образованию Минского горисполкома (220004, г. Минск, ул. Тимирязева, 9а;  тел.:  (8  017) 226 46 42, 226 46 41).

Выбирая профессию, важно:

  • Определить свои способности и возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе.
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий и др. Целесообразно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей вас профессии.
  • Узнать, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую вас специальность.
  • Выяснить возможность последующего трудоустройства.
  • Проанализировать всю собранную информацию, проконсультироваться со специалистами-профконсультантами. Следует помнить, что знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться,-ключ к успеху. Имейте в виду, что каждая профессия требует определенных способностей и личных качеств, которые необходимы или весьма желательны для успешной деятельности.

Планируя свою профессиональную карьеру полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовольствие?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы были у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно более подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора работы (обязательные и желательные);
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

Основные ошибки, которые делают выпускники школ:

  • выбор работы или учебного заведения «за компанию» или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;
  • поступление по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю», поступление в вуз с целью отложить начало «взрослой» жизни или избежать призыва в армию;
  • концентрация всех усилий на выборе вуза, а не специальности, сопровождающаяся, как правило, уверенностью в том, что главное – поступить, а дальше все пойдет само собой и ни о чем больше не надо заботиться;
  • ориентация на внешнюю привлекательность профессии, недооценка трудностей выбранной специальности, подсознательный расчет на широкую известность вследствие автоматического переноса престижа профессии на себя;
  • ориентация на моду, приводящая к выбору одной из самых популярных и востребованных в данный момент специальностей.

Каждый школьник, решающий для себя проблему выбора профессии (независимо от того, будет это пока обучение в высшем, среднем специальном учебном заведении, профессионально-техническом училище или поступление непосредственно на работу), должен помнить, что это сложный и ответственный шаг. Затягивание процесса профессионального самоопределения и выбора может привести к тому, что место учебы и профессия будут выбраны спонтанно. А это приведет в скором времени к разочарованию и желанию сменить ее. Но где гарантия, что ошибка не повторится?

Поэтому нельзя делать выбор своей будущей профессии случайно, спонтанно. Ее нужно выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений и призвания, реальных возможностей поступления в учебное заведение, то есть взвесив все «за» и «против». 

Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение: 

А. Знаешь ли ты:

  • Как называются профессии твоих родителей?
  • Какие учебные заведения они заканчивали?
  • Кем собираются стать твои друзья?
  • Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
  • Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
  • Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
  • Читаешь ли ты книги о профессиях?
  • Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
  • Помогаешь ли ты родителям в их работе?
  • Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
  • Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
  • Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
  • Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
  • Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
  • Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
  • Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
  • Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
  • Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
  • Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
  • Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
  • Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
  • Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
  • Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
  • Работал ли ты когда-либо в свободное время?
  • Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?
  • Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
  • Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
  • Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
  • Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
  • Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».

К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.

11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное. 

свернуть

Как помочь учащимся подготовиться к экзамену?

развернуть

Экзамен - это проверка, но проверка не только самих знаний, но и умения эти знания к себе в голову уложить, удержать их там необходимое время, да еще и суметь ими воспользоваться и правильно преподнести.

Вы увидите:

  • как планировать подготовку к экзамену,
  • как эффективнее запоминать тот или иной материал,
  • как готовить ответ на экзамене,
  • на что, когда и как обращают внимание различные экзаменаторы и т.д.

Вы познакомитесь со следующими упражнениями:

  • на развитие моторики,
  • на развитие зрительной памяти,
  • на поддержание работоспособности,
  • на стимуляцию познавательных способностей,
  • на снятие страха перед экзаменом.

Место для занятия:

  • необходимо правильно организовать (уберите со стола лишние учебники и тетради, пусть будет больше свободного пространства),
  • а стол можно поставить картинку или предмет желтого и фиолетового цветов, так как эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Готовимся психологически

  1. Начинать готовиться к экзамену следует заранее, понемногу, по частям, при этом сохраняя спокойствие;
  2. Следует сесть за стол с чистым листком бумаги и записать самые главные, основополагающие вопросы по экзаменационным билетам и ответы на них:
    • Что изучает данный предмет?
    • Из каких основных разделов состоит предмет?
    • Что изучает каждый раздел предмета и так далее.

Если трудно собраться с силами и мыслями, необходимо постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала.

  1. Ежедневно необходимо выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Режим дня: день делим на три части – «для пятерки три восьмерки», говорили раньше. Мы же скажем - «для десятки три восьмерки».

- восемь часов – подготовка к экзамену;

- восемь часов – сон, можно сделать тихий час после обеда;

- восемь часов – занятия спортом, прогулка на свежем воздухе, посещение дискотеки.

Планируя день, следует учитывать «жаворонок» вы или «сова». Исходя из этого, основная нагрузка приходится на утренние или же вечерние часы.

В плане на каждый день определяется, что именно сегодня необходимо изучать.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему (учить большой отрывок полезнее, чем короткое изречение).
  2. При одинаковом времени заучивания количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу (продуктивно учить в течение 20 минут, затем 10 минут отдыхать  и т.д.)
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на многократное прочтение.
  5. Работая с двумя материалами – один побольше, а другой поменьше – разумно начинать с большего (видна структура).
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает (учебник под голову на ночь – это миф, но полезно перечитать его перед сном). 

Как запоминать большее количество материала

  1. Повторяем материал по вопросам.
  2. Вспоминаем, записываем все, что знаешь, затем проверяется правильность основных фактов, дат.
  3. При прочтении учебника выделяются главные мысли – это опорные пункты ответа.
  4. Необходимо научиться составлять краткий план на каждый вопрос на маленьком листочке.
  5. В последний день перед экзаменом следует просмотреть эти листочки-планы.

Шпаргалки! – писать надо – берем с собой как талисман, для чувства уверенности. 

Условия поддержания работоспособности

  1. Чередование умственного и физического труда.
  2. В гимнастике предпочтение отдается кувыркам, стойке на голове, свечам, т.к. усиливается приток крови к клеткам головного мозга.
  3. Бережное отношение к глазам (каждые 20-30 минут отрываем глаза от книги, делаем гимнастику для глаз).

Гимнастика для глаз

  • взгляд попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево-вправо (15 секунд);
  • «написание» глазами своего имени, отчества, фамилии;
  • попеременное фиксирование взгляда на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунда);
  • «рисование» квадрата, треугольника, сначала по часовой стрелке, затем – в противоположную сторону (рекомендуются именно эти фигуры, а не круг).

Упражнения на стимуляцию познавательных способностей

  • большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости, потом меняем руку.
  • большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Развитие мелкой моторики

  1. Вытянуть вперед руку с раскрытой ладонью, попробовать прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть разогнуты.
  2. Вращать рукой справа налево и одновременно ногой в противоположную сторону, затем другую руку и ногу (усиливает деятельность мозга).

Развитие зрительной памяти

  1. Ведущий рисует две незамысловатые линии разного цвета, демонстрируя пять секунд, затем стирает. Остальные дружно его копируют. Повторяем четыре-пять раз. Затем усложняем (если нужно, дается больше времени на рассмотрение и копирование).
  2. Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) три геометрические фигуры (например, круг, треугольник, квадрат). Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Просмотрев все фигуры, участники должны в течение пяти минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. При повторном использовании задание рекомендуется усложнить, увеличивая количество нарисованных фигур.
  3. Ведущий рисует на доске одну за одной фигуры, внутри которых - цифры. Далее упражнение выполняется по аналогии.

Накануне экзамена

  • один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
  • непосредственно перед экзаменом можно представить ситуацию во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями», и обязательно так, как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче.
  • если очень страшно, можно использовать прием, называемый «доведение до абсурда»:
    • представляем все самые страшные подробности и ужасные последствия экзамена. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;
    • или же представляем преподавателя в виде мультяшного или сказочного героя.
  • прекратить подготовку необходимо вечером. Следует совершить прогулку, умыться, хорошенько выспаться;
  • по дороге на экзамен невредно просто пролистать учебник. 

Во время экзамена

  • Взяв билет, необходимо ознакомиться с вопросами, и начинать с того вопроса, который показался наиболее легким;
  • пишется примерный план ответа, составляется список всех фактов, которых хочется коснуться;
  • пишется даже то, что вначале может показаться ненужным, это поможет припомнить еще какие-нибудь данные;
  • идем от частного к общему;
  • если есть возможность, листок с ответами можно прикрепить к листку с экзаменационным вопросом, тогда экзаменатор увидит, что вы потрудились написать ответы заранее и что у вас методологический склад ума;
  • экзаменатор зачтет работу, написанную понятным почерком (поэтому черновик следует писать разборчиво);
  • даты и заголовки в вопросе следует подчеркивать, знание дат бросается в глаза;
  • в готовом ответе должно быть:
    • вступление
    • основная часть
    • заключение.

Что делать, если…?

Обнаружилось, что попался вопрос, на который вы можете сказать совсем немного.

Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала.

Вообще ничего не знаете…

  • Не говорите об этом экзаменатору;
  • забудьте выражение «не знаю!!!»;
    • начните говорить издалека, хоть что-нибудь: например,
    • прежде чем рассказать о творчестве Пушкина, необходимо поговорить о принципах поэтического творчества вообще» (преподаватель сам решит, что вы знаете);

 …но лучше играть по правилам.

На полуслове вы забыли, о чем говорить…

  • Прежде всего, не следует «терять голову»;
  • сохраняйте спокойствие хотя бы внешне;
  • повторите последнюю фразу и попробуйте перефразировать ее;
  • или сделайте паузу и начните сначала.

Вас не слушают…

Не воспринимайте это на свой счет (экзаменаторы тоже люди) – просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили.

 Экзаменатор в резкой и грубой форме перебивает вас…

  • Отвлекитесь от этого, ни в коем случае не показывайте, что вы разозлились;
  • самое эффективное – сохраните спокойствие, держитесь достойно и уверенно.

 Вы оговорились, и все начали смеяться…

Посмейтесь вместе со всеми – и все.

 Вы ошиблись…

  • Если вы знаете, как исправить свою ошибку, сделайте это;
  • но если этого никто не заметит, продолжайте свой ответ без исправления.

 Вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали…

  • Не вступайте в спор, не доказывайте;
  • предложите экзаменатору спросить у вас еще что-нибудь;
  • во время вступительного экзамена воспользуйтесь правом на апелляцию. 
свернуть

Памятка психолога для выпускников

развернуть

Обрати внимание! Спеши не спеша.

Прочитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.

Начни с легкого.

Пропускай тяжелые или непонятные задания. В тексте есть задания, с которыми ты обязательно справишься.

Читай задание до конца.

Думай только про то задание, которое ты выполняешь. Забудь о предыдущих неудачах.

Исключай! Многие задания можно быстрее выполнить, если исключать неправильные варианты.

Запланируй два этапа:

2/3 времени на более легкие задания,

1/3 времени на сложные задания.

Проверь! Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.

Угадывай! Если ты можешь отдать предпочтение одному ответу другим инстинктивно, доверяй своей интуиции!

Не переживай! На практике выполнить все задания нереально! Количество выполненных заданий может быть достаточным, чтобы получить хороший балл.

 

свернуть