Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Купятичская средняя школа» Пинского района
Задание 5.1.
Изучить степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.
Место проведения: микрорайон государственного учреждения образования «Купятичская средняя школа Пинского района» д. Купятичи, ул. 24 съезда КПСС, д. 1б.
Цель: изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в условиях учреждения образования с использованием биоиндикационных методов исследования.
Дата выполнения задания: февраль 2020 года.
Состав группы: Свиридович Анастасия, Латышевич Кирилл, Старков Александр, Кухоренко Диана, Сверепа Елизавета.
Из биоиндикационных методов исследования проведено определение степени чистоты воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной.
Сильнейшее антропогенное воздействие на фитоценозы оказывают загрязняющие вещества в окружающей среде. Наиболее типичным является диоксид серы, образующийся при сгорании серосодержащего топлива, транспорта (особенно дизельного), отопительных печей.
Чувствительность различных деревьев и кустарников к SO2 различна. Из высших растений повышенную чувствительность к SO2 имеют хвойные (ель, сосна). Это обуславливает выбор этих хвойных растений как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики».
Методика биоиндикации чистоты атмосферы по состоянию хвои сосны обыкновенной.
Методика биоиндикации чистоты атмосферы по состоянию хвои сосны обыкновенной состоит в следующем. Мы отобрали по 50 пар хвоинок второго и третьего года жизни с нескольких боковых побегов в средней части кроны 4 деревьев сосны, растущих в условиях антропогенного воздействия (недалеко от дороги и котельной).
Анализ проб проходил в школе. Визуально проанализировали состояние собранной хвои. Степень повреждения хвои определяли по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов.
Состояние хвои |
|
|
|
|||||||||
Обследовано |
500 хвоинок |
|
|
|||||||||
|
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
Общее |
||||||
Повреждения хвои: |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
Доля (%) |
Кол-во |
|
Кол-во |
% |
1-й класс |
54 |
54 |
49 |
49 |
40 |
40 |
33 |
33 |
46 |
46 |
222 |
44,4 |
2-й класс |
40 |
40 |
33 |
33 |
51 |
51 |
60 |
60 |
42 |
42 |
226 |
45,2 |
3-й класс |
6 |
6 |
18 |
18 |
9 |
9 |
7 |
7 |
12 |
12 |
52 |
10,4 |
Усыхание хвои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-й класс |
54 |
54 |
56 |
56 |
54 |
54 |
66 |
66 |
58 |
58 |
288 |
57,6 |
2-й класс |
43 |
43 |
38 |
38 |
43 |
43 |
32 |
32 |
39 |
39 |
195 |
39 |
3-й класс |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
3 |
4-й класс |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
0,4 |
Исследованием установлено, что хвоинки с пятнами преобладают над неповрежденными, но в то же время усыхание хвои в основном первого и второго класса. Это свидетельствует о том, что в воздухе содержится опасные вещества, которые задерживаются листовой пластинкой сосны, приводя к образованию пятен с последующим усыханием. Вблизи от территории школы проходит автомобильная дорога и расположена котельная.
Мы пришли к выводу, что основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зелёные пятна небольших размеров, иногда равномерно рассеянные по всей поверхности. Повышенная чувствительность хвойных связана с длительным сроком жизни хвои, поглощением ею газов, а также снижением массы хвои. Хвойные растения удобны тем, что могут служить биоиндикаторами круглый год.
свернуть