Советы педагогам

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе  с людьми

(рецепты В. В. Бойко)

 

  • Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
  • Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
  • Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
  • Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
  • Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
  • Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
  • Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
  • Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
  • Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
  • Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
  • Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

 

 

 

Рекомендации педагогам по профилактике

 эмоционального выгорания

  1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
  2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

  1. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
  2. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
  3. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
  4. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

  1. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
  2. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
  3. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
  4. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
  5. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
  6. Не забывайте хвалить себя!
  7. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
  8. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
  9. Станьте энтузиастом собственной жизни!
  10. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
  11. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
  12. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
  13. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
  14. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
  15. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

  1. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
  2. Музыка – это тоже психотерапия.
  3. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
  4. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
  5. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
  6. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
  7. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

 

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

 

Что надо знать классному руководителю и учителям и на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида

развернуть

Что надо знать классному руководителю и учителям и на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида:

  • Суициду предшествуют кратковременные, объективные незатяжные конфликты в сфере близких отношений – в семье, с родителями, в школе, с учителями и одноклассниками, в группе товарищей по досугу.
  • Сам суицидальный поступок воспринимается подростком в “романтическо-героическом ореоле”: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение.
  • Суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нём есть признаки “игры на публику” (способполучить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других).
  • Суицидальноепопедение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.

           Основные признаки возможного планирования суицида подростком:

  • Разговоры подростка на темы смерти, самоубийств; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни; рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами и крестами; письма или разговоры прощального характера или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я всем обуза…» и т.д.)
  • Склонность к бескомпромиссным поступкам; деление мира на «черное-белое»
  • Снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, болезни и т.п.), что часто выражается в резком снижении успеваемости в школе или приеме наркотиков, алкоголя
  • Наличие примеров самоубийств в ближайшем окружении подростка (родители, друзья); имеется неосознанное желание воссоединиться с умершими
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.

 

При этом надо обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:

  • Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
  • Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
  • Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
  • Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
  • Отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
  • Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
  • Раздаривание ценных вещей или денег

 

 

 

 

Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:

  • Безнадзорность, отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка
  • Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость , критика любых поступков
  • Отсутствие близких друзей, отвержение в классе или внешкольных коллективах
  • Серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях – творчестве. Спорте
  • Неразделенная любовь, ревность, измена беременность у девочек

 

Что нужно делать при подозрении на суицид:

                Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка, который вызывает у вас тревогу. То для начала следует выполнить ряд действий:

  • Крайне осторожно поговорить с друзьями. Одноклассниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
  • Поговорить с другими учителями школы, работающими в данном классе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
  • Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
  • Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
  • Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
  • Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем.

Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.

Что делать, если подозрения укрепились:

            Если вы классный руководитель и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору школы и привлечь школьного психолога к принятию срочных мер. 

Уважаемые учителя! Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в классе и в семье!

Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

 

свернуть

Рекомендации по предотвращению суицидального поведения несовершеннолетних

развернуть

Рекомендации педагогам по предотвращению суицидального поведения несовершеннолетних детей

 

Основным мотивом суицида у детей является – низкая самооценка и отсутствие любви к себе. У подростков он часто спровоцирован проблемами в семье, школе, расставанием с другом или подругой. Так же частыми причинами являются:

 

1.Месть. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

 

2.Призыв к помощи. Так он пытается привлечь к себе внимание

 

3.Самонаказание. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого-либо поступка, ошибки.

 

4.Отказ. Отказ от борьбы с проблемой.

 

В зависимости от причин выделяют несколько видов самоубийства, к ним относятся:

 

  1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% - это крик о помощи.

 

  1. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой выход. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

 

  1. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

 

4.Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида.

 

Суицидальное поведение протекает в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. К ним относятся следующие:

 

  1. Стадия пассивных суицидальных мыслей. Самоубийство кажется не единственным, но возможным вариантом решения проблемы.

 

  1. Стадия суицидального замысла. Подросток начинает активно продумывать варианты ухода из жизни и взвешивает все «за» и «против».

 

  1. Стадия суицидального намерения. Окончательное решение о суициде принято.

 

Группы несовершеннолетних детей, наиболее склонные к совершению суицида:

 

  1. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были ее свидетелем.

 

  1. Подростки, склонные к одиночеству.

 

  1. Подростки в состоянии сильного стресса.

 

  1. Подростки из конфликтных семей.

 

Дети, склонные к суициду, имеют зауженное восприятие. Они оценивают ситуацию как неконтролируемую и угрожающую. Они считает себя беспомощным, но в тоже время имеют завышенный уровень притязаний как к себе, так и остальным. Как правило, дети, особенно с диагнозом умственная отсталость не осознают факта необратимости смерти, им кажется, что они смогут воспользоваться результатами своего поступка.

 

Взрослым необходимо обратить внимание на явные признаки готовящегося суицида. Признаки делятся на: поведенческие, эмоциональные и коммуникативные.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ:

 

- Уход из дома;

 

- Самоизоляция от других людей и жизни;

 

- Резкое снижение поведенческой активности;

 

- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

 

- Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

 

- Частное прослушивание траурной или печальной музыки;

 

- «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).

 

- Прощание - самый тревожный звоночек – это несвойственные посещения друзей и родственников. Обычно оно принимает форму выражения благодарности разным людям, которые ранее оказывали помощь. При этом человек выстраивает беседу таким образом, чтобы они ощутили, что видят его в последний раз.

 

- Агрессивность. Вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим - подобные явления оказываются призывом обратить на подростка внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение от него. Вместо внимания подросток добивается осуждения со стороны товарищей.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ:

 

-Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;

 

-Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

 

-Переживание горя.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ СИГНАЛЫ:

 

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.

 

Одним из наиважнейших методов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних является проведение профилактических уроков. Каких именно? Уроков безопасности. Где излагается информация об интернет-зависимости, вредных привычках и т.д. Для детей с умственной отсталостью беседы, затрагивающие тему суицида и все что с ним связано - запретны, педагогам необходимо проводить мероприятия и беседы о ЗОЖ, об активной жизненной позиции, о формировании позитивного образа Я.

 

Организация занятости и творческого досуга:

 

Изучить интересы и способности детей, вовлекать их в общественно полезную деятельность, секции, кружки;

 

Организовать для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи – сезонные школьные лагеря. Организовать группы продленного дня, что в свою очередь, также является профилактической мерой.

 

Педагогическая помощь:

 

Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

 

Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий;

 

Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

 

Анализ результата деятельности учеников, их достижений;

 

Поощрение положительных изменений;

 

Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;

 

Оказание педагогической помощи родителям.

 

Общие рекомендации для тех, кто оказался с ребенком, склонным к суициду:

 

  1. Необходимо установить с ребенком теплые и доверительные отношения. Решить полностью все проблемы, которые толкают человека на суицид, невозможно, но приняв его таким, какой он есть, можно существенно снизить вероятность страшного поступка. Необходимо услышать то, что ребенок хочет сказать, услышать его боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход.

 

  1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в школьном или классном коллективе. Попытку или намерения необходимо рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания. Не нужно пытаться учить жизни ребенка. Гораздо больше он нуждается в любви, заботе и внимании, выражаемых как вербально, так и в виде объятий, прикосновений, улыбки. Забота – это то, что поможет тревожному и отчаявшемуся индивиду снова почувствовать себя нужным.

 

  1. Не употреблять общие фразы «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту.

 

  1. Не стыдить! Не спорить! Не пытаться переубедить. Это блокирует дальнейшее обсуждение.

 

5.Необходимо выработать совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.

 

  1. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!
свернуть