Правовое просвещение

Уголовная ответственность родителей

развернуть

О НЕДОПУСТИМОСТИ ОСТАВЛЕНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА

УБЕДИТЕЛЬНО НАПОМИНАЕМ

О НЕДОПУСТИМОСТИ ОСТАВЛЕНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

Статья 159. Уголовного кодекса РБ

Самое большое наше богатство, за которое мы готовы пожертвовать собой, вкладывая в него всю свою душу – это дети. Мы радуемся, когда ребенок делает первые шаги, волнуемся, когда не все у него получается в школе. А сколько переживаний и тревог, когда ребенок заболел. Мы пытаемся представить, каким он будет и кем вырастет. Но мы не можем допустить и мысли о том, что может быть этому не суждено сбыться. Выпустив из виду свою кроху всего на мгновение, жизнь внезапно оборвется, а вместе с ней не станет и вашего будущего, и винить в случившемся будет некого, кроме самих себя. И узнавая из СМИ о трагедиях происшедших с чужими детьми, себя никто не представляет на месте убитых горем родителей.

Проблема гибели детей от пожаров затрагивает не только личные интересы граждан: родителей и родственников погибших, но и является важнейшей социальной проблемой общества и государства в целом.

Имеющийся опыт показывает, что в трех из четырех случаев гибель детей можно предотвратить.

В нашей стране показатели смертности детей от внешних причин, в том числе от пожаров, имеют тенденцию к уменьшению, что позволяет сделать вывод о повышении уровня безопасности для молодых белорусов.

Основным фактором, обуславливающим повышенный риск детской смертности от различного рода чрезвычайных ситуаций - оставление детей без присмотра.

Находясь на улице, водоеме, дома даже самый послушный ребенок, увлекшись игрой, забывает о том, что дорога, вода, огонь представляют опасность, которая может стоить ему жизни.

К сожалению, несмотря на страшные примеры, в большинстве своем родители недооценивают опасность неосторожного обращения с огнем. Забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Родители, оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки провоцируют детей на опасные игры.

Почему же для Вас, родители, чужая трагедия не становится страшным уроком, пока Ваши дети живы и здоровы? И переступая порог дома, оставляя ребенка одного, задумайтесь – возьмите его с собой или вернитесь, отложив дела на потом, возможно этим Вы сохраните ему жизнь!

«За последние месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. ГУО «Чирвоненская средняя школа»  в очередной раз напоминает о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет. Уважаемые родители! Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии».

О правах и обязанностях законных представителей  (Кодекс РБ об образовании)

О дисциплинарной ответственности обучающихся (Кодекс РБ об образовании)

Социальная защита обучающихся (Кодекс РБ об образовании)

В Н И М А Н И Е!   З А К О Н!

Об ответственности родителей за местонахождение детей в вечернее и ночное время

УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь  22.08.2012   № 772

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры    Глава 1 Общие положения   1. Настоящим Положением определяется порядок передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц (далее – несовершеннолетний), родителям, опекунам или попечителям (далее – законный представитель) либо по их поручению совершеннолетним лицам (далее – совершеннолетнее лицо) и доставления несовершеннолетних в социально-педагогические центры. 2. Несовершеннолетний после его обнаружения в течение трех часов подлежит передаче законному представителю илисовершеннолетнему лицу либо доставляется в социально-педагогический центр. 3. После обнаружения несовершеннолетнего сотрудники органов внутренних дел (далее – сотрудники) в целях установления личности выясняют его фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения, а также фамилии, собственные имена, отчества, данные о регистрации по месту жительства (пребывания) его законных представителей, контактный телефон и иную информацию, необходимую для установления местонахождения законных представителей, а при необходимости доставляют его в территориальный орган внутренних дел. После установления личности несовершеннолетнего сотрудники незамедлительно принимают меры по информированию законных представителей о его местонахождении.   Глава 2 Порядок передачи несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетнему лицу   4. Запрещается передавать несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетним лицам, не имеющим при себе документов, удостоверяющих их личность, либо находящимся в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, а также с явными признаками психического расстройства (заболевания). 5. При передаче несовершеннолетнего законному представителю либо совершеннолетнему лицу составляется в трех экземплярах акт о передаче несовершеннолетнего по форме согласно приложению, первый экземпляр которого передается лицу, принимающему несовершеннолетнего, второй – остается в органе внутренних дел, третий – в течение трех рабочих дней направляется в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних.    Глава 3 Порядок доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр    6. В случаях, если местонахождение законных представителей не установлено, либо законные представители находятся в месте, не позволяющем им в течение трех часов его забрать, либо законные представители не дали поручения о передаче несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, либо совершеннолетнее лицо в течение трех часов не прибыло, либо при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 настоящего Положения, несовершеннолетний доставляется в социально-педагогический центр. 7. Для доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр запрещается использовать мотоциклы, мопеды, иные транспортные средства, не предназначенные для перевозки людей. 8. Сотрудник обязан принять меры, исключающие причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей. В целях личной безопасности несовершеннолетнего сотрудник предлагает ему перед посадкой в транспортное средство предъявить содержимое его личных вещей. Во время доставления несовершеннолетнего в социально-педагогический центр сотрудник обязан постоянно наблюдать за его поведением и состоянием здоровья. При появлении у несовершеннолетнего признаков резкого ухудшения состояния здоровья сотрудник обязан незамедлительно вызвать бригаду скорой (неотложной) медицинской помощи либо доставить несовершеннолетнего в ближайшую государственную организацию здравоохранения. До прибытия бригады скорой (неотложной) медицинской помощи сотрудник принимает неотложные меры по оказанию несовершеннолетнему необходимой помощи.

 

свернуть

Профилактика насилия в семье

развернуть

ГЛАВА 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
  3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166и 167настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или 167настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166167и 168настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
  2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

  1. Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  2. То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией

  1. Организация и (или) использование занятия проституцией другим лицом либо предоставление с корыстной целью помещения (места) лицом, заведомо знавшим, что это помещение (место) будет использовано для занятия проституцией, или организация и (или) содержание притона для занятия проституцией при отсутствии признаков более тяжкого преступления – наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.
  2. Те же действия, сопряженные с вывозом за пределы государства лица для занятия проституцией, либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 1711181или 1811настоящего Кодекса, либо с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего, либо совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).

Статья 171/1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией

  1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией – наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171181или 1811настоящего Кодекса, либо лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.
  • 3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом.

 

 

Уважаемые взрослые!

 

 

Дорогие родители и все взрослые люди! Помните, что для каждого ребенка любое наше слово, подкрепленное хорошим поступком, становится той путеводной нитью, которая поведет его через всю жизнь. Только своим примером можно вырастить и воспитать счастливых, целеустремленных, толерантных, ответственных, неравнодушных граждан своей страны! 

  Родители в силах сделать так, чтобы дети не плакали от боли и обиды, а улыбались от счастья и радости! Давайте будем примером своим детям! Ребенок берет за образец наше поведение и будет учиться у нас, взрослых, справляться с гневом без применения силы. 

Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поддержке, разговоре «по душам».

 

Задумайтесь! Соответствуем ли мы их надеждам?! 

Если Вы столкнулись с проблемой насилия в семье ТЦСОН может предложить следующие виды услуг:

  • предоставление временного приюта «КРИЗИСНАЯ КОМНАТА»;
  • психологическая помощь лицам, пострадавшим от насилия в семье;
  • социально-посреднические услуги (получение и восстановление необходимых документов, оформление льгот и пособий; в предоставлении медицинской помощи);
  • консультационно-информационные услуги (консультация юрисконсульта и специалиста по социальной работе).

 

 

 

Откажись от насилия.

Стань ответственным родителем! 

 

 

 

      Детство – это важный и ответственный период в жизни каждого человека. На свет появляется беззащитное существо, которое с помощью взрослого становится благородным человеком, знающей личностью.

Жестокое обращение с детьми – это любые умышленные действия и бездействия родителей, воспитателей и других лиц, от которых ребёнок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребёнка, его психическое развитие или социализацию.

Обсуждение темы физических наказаний наводит на мысль, что чаще всего родители прибегают к побоям из-за невозможности найти другой выход из сложившейся ситуации. Они чувствуют при этом свою беспомощность и полную растерянность. Телесные наказания никогда не оказываются хорошей дисциплинарной мерой.

Что грозит родителям за насилие над ребенком?

Правовая оценка действий человека, замеченного в домашнем насилии, жестоком обращении с ребенком, зависит от ряда факторов, в том числе обстоятельств совершения противоправных действий и наступивших последствий.

Вместе с тем абсолютно ясно, что каждый ребенок, согласно ст. 189 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, имеет право на защиту от любых видов эксплуатации и насилия, будь то экономические, сексуальные, моральные, физические, психологические.

К слову, за нанесение побоев, не повлекших телесных повреждений, за умышленное причинение боли, физических или психических страданий близкому родственнику либо члену семьи, если в этом нет состава преступления, есть наказание — штраф или административный арест (ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Уголовная ответственность предусмотрена за умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК Республики Беларусь). В зависимости от обстоятельств минимальное наказание — штраф, максимальное — до 5 лет лишения свободы.

За умышленное причинение тяжкого телесного повреждения заведомо малолетнему, что является отягчающим обстоятельством, светит от 5 до 10 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 147 УК Республики Беларусь).

Уголовная ответственность также предусмотрена за умышленное причинение легкого телесного повреждения; истязание; причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности (ст. 153-155 УК Республики Беларусь).

 

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть, либо страдать от него. В ситуации насилия есть все необходимые правовые инструменты и возможности, чтобы его остановить.

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Пинского района» для граждан, находящимся в кризисном, опасном для здоровья и жизни состоянии, подвергшимся домашнему насилию, ставшими жертвами торговли людьми, оказывает услугу временного приюта в «кризисной» комнате.

В «кризисную комнату» помещаются граждане, обратившиеся по собственной инициативе, а также по направлению управления по труду, занятости и социальной защите, отдела образования, спорта и туризма, учреждения здравоохранения, Пинского районного отдела внутренних дел.

Услуга временного приюта предоставляется гражданам бесплатно.

Срок пребывания в «кризисной комнате» зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью. Пребывание граждан в «кризисной комнате», бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.

«Кризисная комната» – это не место постоянного жительства, а лишь безопасный островок, где можно передохнуть, с помощью специалистов научиться жить по-новому, найти выход из жизненного тупика.

Кризисная комната может стать спасением, если Вы стали жертвой насилия в семье.

        Выбор за вами! Просить помощи не стыдно!

 

Обращайтесь по адресу: г.Пинск, ул.Рокоссовского, 4., каб.9.

   «Горячая линия» 37-56-02

«Доверие» 37-56-01 (психологическая помощь)

Насилие в семье? Нужна помощь. Обращайтесь!

Если Вы столкнулись с насилием в семье, главное – нарушить молчание. Специалисты Центра выслушают и подскажут, как лучше поступить в Вашей ситуации.

ТЦСОН может предложить следующие виды услуг:

  • предоставление временного приюта «КРИЗИСНАЯ» КОМНАТА;
  • психологическая помощь лицам, пострадавшим от насилия в семье;
  • социально-посреднические услуги (получение и восстановление необходимых документов, оформление льгот и пособий; в предоставлении медицинской помощи);
  • консультационно-информационные услуги (консультация юрисконсульта и специалиста по социальной работе).

Все услуги ТЦСОН предоставляются БЕСПЛАТНО.

Выбор за вами! Просить помощи не стыдно!

Телефоны специалистов Центра:

«Горячая линия»:  37 56 02;

37 56 01 (психологическая помощь).

 

Дежурная часть Пинского РОВД:

139, 31-70-25; 31-20-00

 

свернуть

Об ответственности родителей за воспитание детей

развернуть

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

  1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

  1. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин. Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/17.13.htm

Об ответственности родителей за воспитание детей

 Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и тем не менее не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

Странно слышать, когда жалуются: “ Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает много, да все без толку”. Я думаю: а какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пус-том, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Пер-вые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. Как тяжко живется ребенку, от которого требуют, чтобы он во всем и непременно был первым, которого постоянно попрекают: “Вот на родительском собрании хвалили Николаева. У него, сказали, блестящие результаты по математике. А ты?”

Одна из газет рассказала печальную историю. Была семья: мама, папа, трое детей. Двое старших – дети как дети. А с младшей Маргаритой случилось следующее: она училась в 1 клас-се, когда в этот город приехали опытные тренеры по гимнастике. Они открыли гимнастический класс в этой школе и набирали туда девочек. Попала туда и Маргарита. Поначалу она ни чем не отличалась от остальных, никаких особых надежд не подавала. Но тренеры что-то в девочке почуяли. Они занимались с ней самоотверженно, увлекались сами и увлекали ее. И на первых же крупных соревнованиях Маргарита обратила на себя внимание специалистов. Девочка поразила их изяществом, прыгучестью. Не успели соревнования окончиться, а маленькая девочка (2-й класс) вернуться домой, как к родителям пожаловал тренер из другого города. И начались соблазны. В этот раз родители от этого соблазна удержались. А когда Маргарита начала делать настоящие успехи и приняла участие в заграничных поездках, в душу, матери закралось сомнение: а все ли извлекается из этого удивительного дара, которым наделена дочка. Не обошлось и без доброжелателей: дескать, почему бы не перебраться в большой город; почему бы не перевести в другое общество, где лучшие условия. Словом: сказка о рыбаке и рыбке. Но Маргарита оказалась твердым орешком. Она и слушать ничего не хотела. Дочка сказала “нет” – но мама не отступила и началась война. Какими только уловками не пользова-лась мама, чтобы сломить дочкино упрямство. К каким только мерам не прибегала. Вплоть до физического воздействия. Девочку били ремнями за то, что она, вопреки материнскому запрету, пошла на тренировку. В ответ девочка убежала к тренеру домой. Несколько месяцев не виделась с матерью, отцом, сестрой, братом. А потом дочернее чувство взяло верх – вернулась. И тут мать поставила перед ней вопрос жестко: или она переходит к другому тренеру или они переезжают в другой город. И девочка предпочла отъезд. Ее зачислили в специальный спортивный интернат – все, как хотела мама. И что же? То ли сказались месяцы без тренировок, то ли тренер знала какой-то секрет, но от былых успехов и следа не осталось. На ответственных соревнованиях выступила неудачно. И не только гимнастику потеряла девочка, а еще и уважение к себе. Девочка чувствует, что не оправдывает надежд, она стала не нужна новым тренерам. И ей самой ничего не нужно. Вот такая плата за разгулявшиеся родительские амбиции.

К сожалению взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Мальчик принес из школы домой коробку цветных карандашей и сел рисовать.

– Откуда они у тебя? – спросила мать.

– Ребята дали.

Мать удовлетворилась этим ответом. Через несколько дней у мальчика появилась новенькая ручка, блокнот, детская книга. Когда отец спросил, откуда они, тот ответил, что ручку он выменял на свою, блокнот подарили, книгу дали почитать. Отец успокоился. А мальчик становился заправским воришкой. У его одноклассников пропадали вещи. Ребята возмущались пропажами, подозревали один другого, старались не выходить на перемене в коридор. Учительница чувствовала свое бессилие. Когда однажды у девочки пропала из портфеля библиотечная книга, один из учеников заявил, что видел ее в парте этого мальчика. Одноклассники подбежали к его парте и … увидели книгу. Стоит ли говорить о том, как тяжело отозвалось на всех это событие. Слезы матери, обсуждение поступка мальчика, недоброжелательное отношение к нему товарищей. А ведь всего этого могло не быть, прояви родители хотя бы элементарную тревогу при первом же подозрительном случае.

– “Как он мог ? – плача восклицала мать. – Ведь в нашей семье никто никогда ничего чужого не взял! Да и зачем Олегу брать чужое. Живем в достатке. Неужто я не купила бы ему этих карандашей. Нет, это Володька его научил”. Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать:” Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что рассматривая родительскую должность как в высшей степени творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь. Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

 

 
свернуть