Отчёт по проекту «Зелёные школы» за 2019/2020 учебный год
1. Полное официальное название
учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района
|
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
Дворанинович Олег Владимирович
|
3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
ул. 24 съезда КПСС, д. 1б, д. Купятичи, Пинский район, Брестская область, Республика Беларусь
|
4. Телефон (с кодом)
|
8-0165-30-75-38
|
5. Факс (с кодом)
|
8-0165-30-75-38
|
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
kup@roo-pinsk.gov.by
|
7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
|
Левошко Наталья Леонидовна, учитель химии и биологии
|
8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
|
+ 375 29 967 30 35
|
9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»
|
levoshko81@mail.ru
|
10. Общая численность работников учреждения образования (иного учреждения, организации)
|
23 педагога
|
11. Количество работников учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»
|
8
|
12. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)
|
144
|
13. Количество обучающихся учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»
|
Регулярно – 19-38, единичные акции – 144
|
14. Каким образом реализуется проект «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации)
|
Проект реализуется через воспитательную работу (классные и информационные часы), дополнительные внеурочные занятия и мероприятия, благоустройство и озеленение школьной территории. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в экологических конкурсах, акциях, конференциях, занимаются исследовательской деятельностью.
|
15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы»в учреждении образования (ином учреждении, организации)
|
С Марта 2019
|
16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы»:
· Биоразнообразие
· Энергосбережение
· Водосбережение
· Обращение с отходами
· Качество атмосферного воздуха
· Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом
Общее количество выполненных заданий
|
6
3
2
2
1
1
15
|
17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования (иное учреждение, организация)
|
3 степени
|
Анализ ситуации
Наша школа много внимания уделяет экологическому воспитанию учащихся. Ведь сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Перед началом работы по проекту «Зелёные школы» была поставлена цель: формирование экологически ориентированного поведения учащихся.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: выполнение мероприятий проекта «Зеленые школы» по сохранению биоразнообразия, электроэнергии, водосбережению, обращению с отходами.
Проект реализуется через воспитательную работу (классные и информационные часы), дополнительные внеурочные занятия и мероприятия, благоустройство и озеленение школьной территории. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в экологических конкурсах, акциях, конференциях, занимаются исследовательской деятельностью.
Задания из каждого направления выполнены, о чем свидетельствуют достижения участников проекта:
Место
|
Предмет/номинация
|
Вид деятельности
|
Диплом 1 степени
|
номинация «Тропинками родной земли»
|
Районный этап республиканской экологической акции «Сцяжынкамібацькаўшчыны»
|
Диплом 3 степени
|
номинация «Тропинками родной земли» за комплексную экспедицию «По родным просторам»
|
Областной этап республиканской экологической акции «Сцяжынкамібацькаўшчыны»
|
диплом
|
Номинация «Золотое чудо природы» за исследовательскую работу «Удивительный мир пчел»
|
Областной этап Республиканского конкурса «Юный натуралист»
|
Диплом 2 степени
|
секция «География и экология»
|
XV районная конференция (конкурс исследовательских работ) учащихся «Первые шаги в науку»
|
Диплом 3 степени
|
в номинации «Проект практических мероприятий по энергосбережению»
|
районный этап республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон»
|
Диплом 3 степени
|
в номинации «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов»
|
Диплом 3 степени
|
в номинации «Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов» (подноминация «Листовка; плакат; рисунок»)
|
Диплом 1 степени
|
в номинации «Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования»
|
финалист
|
В номинации «Экология и рациональное природопользование»
|
ІV районная выставка-конкурс творчества учащихся «Технический баттл»
|
Диплом 3 степени
|
|
Областной конкурс «День экологических знаний»
|
Диплом 3 степени
|
|
Районный конкурс исследовательских работ младших школьников «С наукой в будущее»
|
Диплом 3 степени
|
|
Республиканский геологический конкурс
|
|
«Чистые воды Нарочи»
|
Выход в республиканский этап
|
Оценка результатов работы, контроль над выполнением заданий проводилась руководством учреждения образования.Поставленные цели и задачи по каждому направлению проекта достигнуты, однако необходимо совершенствовать работу по направлению «Биоразнообразие».
Уровень результативности: средний
План действий в новом учебном году:
1) составить по каждому разделу проекта „Зеленые школы” план мероприятий по выполнению заданий;
2) информировать учащихся, принимающих участие в реализации проекта, по всем вопросам, касающимся его выполнения;
3) увеличить количество выполненных заданий по разделам проекта: 1.4; 1.5; 1.10; 2.5; 3.4; 4.5; 5.3; 5.4.
4) повысить уровень экологической культуры учащихся.
Выполнение заданий:
- Направление «Биоразнообразие»
Цель: Изучить разнообразие растений, птиц, насекомых на пришкольной территории.
Задачи:
- Познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни живых организмов;
- Формировать у учащихся представление о значении среды обитания для жизнедеятельности организмов;
- Познакомить учащихся с видовым разнообразием дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целевые группы
|
Отв. Пед. работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
1.1.
|
Изучить видовые разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории
|
сентябрь
|
19
|
7
|
Пятых В.В.
|
Подготовительный этап: Организация целевых групп, выбор места наблюдения
|
Создана и размещена в школе картосхема пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий.
Информация о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов).
Указана дата выполнения задания и участники.
Ежегодно информация обновляется
|
Сентябрь-октябрь, Март-Май
|
19
|
7
|
Пятых В.В.
|
Основной этап: Изучить видовые разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории Заключительный этап: Определение растений с помощью определителя “Растения и животные Беларуси”
|
май
|
144
|
1-11
|
Пятых В.В., Левошко Н.Л.
|
Экологическая акция,приуроченная к Дню Земли
|
1.3
|
Изечение разнообразия аборигенных интродуцированных деревьев и кустарников на территории школы
|
сентябрь
|
19
|
10-11
|
Левошко Н.Л.
|
Подготовительный этап: Организация целевых групп, выбор места наблюдения
|
Создана и размещена в школе картосхема пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов аборигенных интродуцированных деревьев и кустарников растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида аборигенных интродуцированныхдеревьев и кустарников растений (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий.
Информация о биоразнообразии аборигенных интродуцированных деревьев и кустарников растений занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов).
Указана дата выполнения задания и участники.
Ежегодно информация обновляется
|
Сентябрь-октябрь, Март-Май
|
19
|
10-11
|
Левошко Н.Л.
|
Основной этап: Изучить видовые разнообразия аборигенных интродуцированных деревьев и кустарников растений на пришкольной территории Заключительный этап: Определение растений с помощью определителя “Растения и животные Беларуси”
|
май
|
144
|
1-11
|
Пятых В.В., Левошко Н.Л.
|
Экологическая акция,приуроченная к Дню Земли
|
1.4
|
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории
|
Сентябрь
|
38
|
Учащиеся 6-7 классов
|
Пятых В.В.
|
Подготовительный этап: Организация целевых групп, выбор места наблюдения.
|
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц (каждое формата не менее А5), нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии птиц пришкольной территории. Составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами». Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
Сентябрь-май
март
|
78
11
|
6-11
8
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
Пятых В.В.
|
Основной этап:
1. наблюдение за птицами, фотографирование при возможности.
Ознакомиться с видовым разнообразием птиц пришкольной территории.
Определение птиц с помощью определителя «Растения и животные Беларуси».
3. Составление отчета о разнообразии птиц, закрепление знаний
|
май
|
27
|
9-11
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
|
Заключительный этап:
занесение в онлайн базу данных florafauna.by
|
1.5
|
Изучить разнообразие наземных насекомых на школьной территории и прилегающей к ней территории
|
сентябрь
|
6-8
|
49
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
|
Подготовительный этап: Изучить местность школьной и пришкольной территории благоприятную к обитанию наземных насекомых.
|
На картосхеме пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на пришкольной территории. Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
Март-Май
|
6, 8
11
|
30
13
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
|
Основной этап: наблюдение за поведением наземных насекомых, фиксируя данные
Участие в научно-практическорй конференции
|
Май
|
6
|
19
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
|
Заключительный этап: Составление картосхемы школьной и пришкольной территории с указанием мест наблюдения и обитания наземных насекомых.
|
1.7
|
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
|
Октябрь-ноябрь
|
38
|
8-11
|
Левошко Н.Л., ЯрмакЛ.В..
.
|
Подготовительный этап: Изготовление кормушек для птиц.
Основной этап: Кормушки для птиц вместе с кормом разместить на пришкольной и школьной территории.
|
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования. Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
Ноябрь-Март
|
144
|
1-11
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
|
Подкормку птиц и уборку кормушек проводили с ноября по март ; зимние учеты птиц
|
Март
|
65
|
1-4, 8
|
Левошко Н.Л., Пятых В.В.
|
Заключительный этап: Дети визуально наблюдают за птицами. Информацию разместить на сайте школы.
|
|
|
|
|
|
1.12
|
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников.
|
Апрель-март
|
28
|
9-11 |
Ярмак Л.В., Яковчик О.Ф.
|
Подготовительный этап 1.Создание групп для выполнения задания.
2.Выбор места для посадки деревьев и кустарников.
3.Подбор видов и подготовка посадочного материала деревьев и кустарников.
Основной этап: 1.Посадка деревьев и кустарников.
|
Составлен список посаженных видов деревьев с указанием их количества.
|
- Направление «Энергосбережение»
Цель: создание условий для формирования экологической грамотности и навыков бережного отношения к энергоресурсам и энергопотреблению.
Задачи:
- получить объективные данные о количестве потребляемой электроэнергии и тепла в учреждении образования;
- обучить приемам рационального и экономного использования энергоресурсов в быту;
- воспитывать бережное отношение к потреблению электроэнергии и тепла.
- формировать у учащихся бережливость, хозяйственность, экономность;
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целе-
вые группы
|
Ответств.
педаго-гический работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
2.1.
|
Провести изучение потребления электроэнергии в школе
|
Сентябрь -май
|
144
|
1-11
|
Левошко Н.Л. Ярмак Л.В., Капаевич О.Н. Шпаковская Р.В.
|
1. Ведение учёта и изучение данных по количеству электроэнергии, которую школа использует ежемесячно на протяжении последнего года.
2. Определение путей сэкономииэлектроэнергии в школе.
4. Составление и тиражирование памятки
5. Проведение профилактических мероприятий, обмен опытом в сфере энергосбережения
6. Участие в часе Земли
|
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о потреблении электроэнергии в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
2.2
|
Провести изучение расходования тепла в школе
|
Сентябрь -май
|
144
|
1-11
|
Левошко Н.Л. Ярмак Л.В., Капаевич О.Н. Шпаковская Р.В.
|
1.Ведение учёта и изучение данных по количеству тепловой энергии которую школа использует ежемесячно на протяжении последнего года.
2. Определение путей сэкономии тепла в школе.
4. Составление и тиражирование памятки
5. Проведение профилактических мероприятий, обмен опытом в сфере энергосбережения
|
Подготовлен анализ расходования тепла в школе. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о расходовании тепла в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
2.5
|
Провести изучение потребелния электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейые памятки по рациональному использовани энергии дома
|
Сентябрь -май
|
28
|
9-11
|
Левошко Н.Л. Шпаковская Р.В., Макаревич Н.П.
|
1. Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам энергосбережения
2. Изучение потребления энергии в быту
3. Разработка памятки по энергосбережению «Сбереги энергию на отдых».
4. Обмен опытом.
|
Образцы результатов изучение расхода энергии в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Направление «Водосбережение»
Цель: создание условий для формирования экологической грамотности и навыков бережного отношения к водным ресурсам и рациональному использованию воды в школе и дома.
Задачи:
- Изучить и проанализировать информацию о потреблении воды в школе и дома.
- Инициировать рациональное использование и экономию воды.
- Обучить приемам рационального и экономного использования воды в быту.
- Воспитывать бережное отношение к потреблению водных ресурсов в разных условиях.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целе-
вые группы
|
Ответств.
педаго-гический работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
3.1.
|
Провести изучение потребления воды в школе
|
Сентябрь -май
|
144
|
1-11
|
Левошко Н.Л. Ярмак Л.В.,
|
1. Провести мониторинг и анализ потребления воды в школе.
2. Нанесение на картосхему здания школы схему расположения приборов учёта воды и основные места потребления воды в школе.
3. Проведение просветительской работы с учащимся
|
Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания школы, размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в школе, режим их работы. На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении воды в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
3.2
|
Провести анализ по эффективности использования воды в УО и составить план действий по ее сбережению
|
Сентябрь -май
|
144
|
1-11
|
Ярмак Л.В., Капаевич О.Н. Шпаковская Р.В.
|
1.Анализ расхода воды которую школа использует ежемесячно на протяжении последнего года.
2. Определение наиболее эффективных путей сэкономии энергии в школе.
4. Составление проекта, обмен опытом в сфере энергосбережения
|
На основе анализа расходования тепла и электроэнергии в школе составлен проект практических мероприятий. На сайте учреждения образования и на стенде в общедоступном месте размещена информация о энергосбережении в школе. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется
|
- Направление «Обращение с отходами»
Цель:способствовать улучшению экологической ситуации в районе учреждения образования путем усовершенствования системы сбора отходов.
Задачи:
- Привлечь учащихся к изучению состава и источников образующихся отходов;
- Найти оптимальные пути решения минимизации объёмов образования отходов.
- Минимизировать объем образования отходов в школе и в домашних условиях.
- Вовлечь школьников в уменьшение и правильное управление отходами внутри школы и дома.
- Организовать раздельный сбор мусора в школе (макулатура, пластик, стекло, металлолом, батарейки).
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целе-
вые группы
|
Ответств.
педаго-гический работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
4.2
|
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
|
Сентябрь -май
|
144
|
1-11
|
Ярмак Л.В., Капаевич О.Н. Шпаковская Р.В.
Пятых В.В., Макаревич Н.П., Левошко Н.Л.
|
1. Составление плана действий по минимизации отходов в школе.
2. Доведение плана до сведения педагогов, хоз. служб, родителей.
3. Организация раздельного сбора мусора в школе, установка специальных контейнеров в коридоре для различных типов отходов, которые вторично можно использовать (макулатура, пластик, стекло, металлолом, батарейки).
4. Составление памятки по минимизации отходов для учащихся.
|
Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования, вывешен в общедоступном месте в школе, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий
|
4.3
|
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в школе
|
Сентябрь -май
|
144
|
1-11
|
Ярмак Л.В., Капаевич О.Н. Шпаковская Р.В.
Пятых В.В., Макаревич Н.П., Левошко Н.Л.
|
1. Анализ и составление отчета о реализованных действиях по минимизации отходов в школе и их эффективности.
2. Проведение общешкольного конкурса по сбору макулатуры, акций «Крышечка в обмен на жизнь», «Сдай батарейку – сохрани землю чистой» и т.д.
3. Донести информацию до сведения школьников и родителей на общих часах информирования, родительском собрании о необходимости минимизации отходов в школе.
|
Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в школе и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники
|
- Направление «Качество атмосферного воздуха»
Цель: организовать систему школьного мониторинга за состоянием качества атмосферного воздуха.
Задачи:
- привлечь учащихся к изучению состава загрязнений атмосферы в микрорайоне учреждения образования;
- формировать умения определять загрязненность воздуха методом биоиндикации
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целе-
вые группы
|
Ответств.
педаго-гический работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
5.1
|
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
|
Ноябрь, февраль
|
19
10-11
|
7
19
|
Пятых В.В.
Левошко Н.Л.
|
1. Определить степень загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикациипо состоянию хвои сосны обыкновенной
2. Составление отчета по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха.
4. Ознакомить учащихся школы с результатами исследования
|
Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
Цель: повышение экологической грамотности посредством реализации экологических инициатив.
Задачи:
- Проведение информационно-экологических мероприятий;
- Участие в районных, областных экологических проектах, акциях, конкурсах;
- Привлечение внимания общественности, местных жителей к бережному отношению к природе.
№
|
Задание
|
Даты выполнения
|
Кол-во участников
|
Целе-
вые группы
|
Ответств.
педаго-гический работник
|
Краткое описание выполнения задания (этапы)
|
Показатели, по которым оценивалось выполнение задания
|
6.1
|
Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год)
|
Сентябрь-апрель
|
28
|
9-11
|
Левошко Н.Л.
|
1. Определение степени загрязнения атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной; определение кислотности почвы
2. выработка рекомендаций по улучшению состояния окр.среды.
3. Информирование одноклассников о результатах исследования. Обмен опытом на мероприятиях различного уровня
|
Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и могут служить основой для выполнения задания 6.5. Указана дата выполнения задания и участники
|
свернуть