Реализуемый проект

Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета

ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Школаnews

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Капаевич Ольга Николаевна,

 заместитель директора по воспитательной работе

Срок реализации проекта: август, 2019 – июнь, 2020

 

 

 

Купятичи, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

1                     

Основание для создания проекта

3

2                     

Информационная карта проекта

4

3                     

Актуальность и мотивация

6

4                     

Цель и задачи

8

5                     

Принципы реализации проекта

8

6                     

Основные направления воспитательной работы

9

7                     

Механизм реализации проекта

10

8                     

Управление процессом реализации проекта

11

9                     

План работы

11

10                

Критерии и показатели

12

11                

Выводы. Результаты проекта

13

12                

Литература

14

13                

Приложения

15

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

 

В настоящее время, к сожалению, далеко не все дети и взрослые умеют правильно, а главное полезно организовать своё свободное время. Компьютеры, планшеты, мобильные телефоны во многом заменили живое общение и активный отдых.

Поэтому задача обеспечения эффективной занятости обучающихся в шестой школьный день является неотъемлемой составляющей деятельности государственного учреждения образования «Купятичская средняя школа Пинского района».

Коллектив учреждения считает необходимым  создать  условия для  расширения сферы  интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно. Педагогический коллектив предоставляет возможность всем без исключения обучающимся реализовывать свои способности и таланты, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать позитивное отношение к жизни, обществу, семье и в первую очередь самому себе.

В этот день недели учащимся предлагаются разнообразные мероприятия, направленные на укрепление их физического и морального здоровья, интеллектуального развития и становлению их активной жизненной позиции, участия в общественно-значимой деятельности.

В век технического прогресса человек остаётся беспомощным перед информацией. Правильно подобранное информационно-методическое  обеспечение  воспитательного процесса в шестой школьный день  предоставляет каждому ребенку  широкое поле выбора  различных видов творческой деятельности, причем созданного на основании реальных  проблем и потребностей самого ребенка.

Деятельность педагогического коллектива в организации шестого школьного дня должна удовлетворять разносторонние запросы учащихся и их родителей.

Коллектив нашего учреждения образования считает, чтобы привлечь учащихся к организации и участию в воспитательных мероприятиях шестого дня, необходимо учесть все запросы школьников и создать условия для качественной организации досуга детей.  А поможет реализовать проблему проект «Школаnews», в котором будут учтены все запросы учащихся и их родителей, а также возможности школы.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.

Направление  проекта

- гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание;

-   подготовка к труду и выбору профессии;

-   профилактика противоправных действий учащихся;

-   социально-педагогическое и психологическое просвещение;

-   экологическое воспитание;

-   физкультурно-оздоровительная работа;

-   работа с родителями

2.

Полное название проекта

Проект «Школаnews» ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района

3.

Учреждение образования, представившее проект

ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района

4.

Организаторы проекта

Педагогический коллектив ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района

5.

Участники проекта

 

Обучающиеся школы, родители, педагоги, социум

6.

ФИО автора проекта, с указанием места работы, должности, контактного телефона

Капаевич Ольга Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района, м.т.(8 029) 604 73 21

7.

Продолжительность

11 месяцев

8.

Сроки реализации проекта

01.08.2019-30.06.2020

9.

Цель проекта

создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, позитивное отношение к адаптации в социальной среде

10.

Задачи проекта

-  привлечь учащихся к активным занятиям физкультурой и спортом;

-  формировать умения и навыки здорового образа жизни;

- воспитывать человека-гражданина, интегрированного в современном мире;

- привлечь родителей к работе школы в шестой день;

- вовлечь учащихся состоящих на различных видах профилактического учета в мероприятия, проводимые в 6 школьный день;

- формировать устойчивый интерес к познавательной деятельности;

- создать условия для развития творческих способностей учащихся;

- привлечь учащихся к различным видам общественно полезной деятельности.

11.

Ожидаемый результат

Повышение уровня мотивации, активности учащихся в шестой школьный день и, как следствие, привлечение максимального количества детей в   работу шестого школьного дня

12.

Место реализации проекта

ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района

13.

Адрес, телефон

Брестская область, Пинский район, деревня Купятичи, улица 24 съезда КПСС, дом 1б

Тел. (8 0165) 307538

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ

Задача обеспечения эффективной занятости обучающихся в субботний день в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательного процесса школы. Организованная деятельность в шестой школьный день увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Именно поэтому главной задачей работы школы в шестой школьный день является организация разнообразных видов деятельности, способствующих, в первую очередь, обогащению жизненного опыта детей примерами позитивного взаимодействия.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации, чтобы в шестой день недели, обучающиеся могли принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития, гражданского становления, а также получили положительный эмоциональный заряд. Обращаем особое внимание на вовлечение в организованную деятельность учащихся, состоящих на профилактических учётах, т.к. данные меры могут дать положительный эффект в работе по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.                                                   

В учреждениях образования, расположенных в сельской местности, воспитательная работа в шестой школьный день имеет определенную специфику, а именно: менее развитая по сравнению с городом социокультурная инфраструктура деревни (отсутствие театров, музеев, концертных и выставочных залов, спортивных сооружений, недостаточное развитие сети внешкольных учреждений, библиотек и др.). Это ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся, и учреждение образования становится центром воспитательной и социокультурной деятельности. Ведь не секрет: ребенку нравится то дело, которое у него лучше получается, поскольку у него есть задатки. Поэтому в сельской школе, надо стремиться к гармоничной, целесообразной организации разнообразных видов деятельности, используя все имеющиеся ресурсы, чтобы каждый ребенок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации.                           

Организуя воспитательную работу в шестой день недели, особое внимание следует уделять различным аспектам гражданско-патриотического, духовно-нравственного, правового, трудового, экологического и эстетического воспитания, формированию здорового образа жизни через информационно-просветительскую, коллективно-творческую и социально полезную, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную, туристской и краеведческой деятельность. Реализация проекта «Школаnews», в котором учтены все возможности школы, поможет удовлетворить запросы учащихся, их законных представителей и создать условия для качественной организации досуга детей.

ЦЕЛЬ: 

- создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, позитивное отношение к  адаптации в социальной среде.

 

ЗАДАЧИ:

-  привлечь учащихся к активным занятиям физкультурой и спортом;

-  формировать умения и навыки здорового образа жизни;

- воспитывать человека-гражданина, интегрированного в современном мире;

- привлечь родителей к работе школы в шестой день;

- вовлечь учащихся состоящих на различных видах профилактического учета в мероприятия, проводимые в 6 школьный день;

- формировать устойчивый интерес к познавательной деятельности;

- создать условия для развития творческих способностей учащихся;

- привлечь учащихся к различным видам общественно полезной деятельности.

 

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

- Создание в коллективе учащихся атмосферы принятия, доверия, стремления к познанию и развитию.

 

- Принцип природосообразности. Воспитание у детей сообразно их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.

- Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Проект способствует созданию всего вышеперечисленного.

- Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает реализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.

- Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.

- Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации.

- Максимальная занятость учащихся школы в мероприятиях шестого школьного дня.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШЕСТОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ

-   гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание;

-   подготовка к труду и выбору профессии;

-   профилактика противоправных действий учащихся;

-   социально-педагогическое и психологическое просвещение;

-   экологическое воспитание;

-   физкультурно-оздоровительная работа;

-   работа с родителями.

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

І этап – подготовительный (август 2019)

  1. Изучение контингента детей, их интересов.
  2. Оформление идей проекта, деятельности.
  3. Определение механизма взаимодействия  школьников, родителей и педагогического коллектива.
  4. Координация деятельности  заинтересованных структур.

ІІ этап – практико-реализационный (сентябрь 2019 - май 2020)

1.Отработка  организационно-функциональной структуры в рамках данного проекта.

  1. Поиск и внедрение перспективных воспитательных технологий, направленных на организацию совместной комплексной деятельности.
  2. Система работы с различными категориями специалистов, участвующих в проекте.
  3. Организация и проведение совместно разработанных мероприятий в рамках данного проекта. Психологическое сопровождение проекта.

ІІІ этап  – заключительно - обобщающий  (июнь 2020)

  1. Подведение итогов реализации проекта.
  2. Педагогический анализ результатов проекта.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛАNEWS»

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

Планирование работы в шестой школьный день составлено с учётом интересов, а также возрастных особенностей учащихся и разделено на 3 звена: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Основными направлениями работы педагогического коллектива с учащимися является формирование здорового образа жизни, культурно-массовая, спортивная, туристско-экскурсионная деятельность.

 Каждая суббота обозначена темой дня (Краеведческая, Просветительская, Спортивная, Познавательная, Трудовая, Праздничная, Правовая и т.д.). Каждая вторая суббота – День здоровья для 1-4 классов и каждая третья – для 5-11 классов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Актуальная информация по проведению мероприятий шестого школьного дня размещается  на информационном стенде «Работа ў шосты дзень» (1 этаж). Расписание работы объединений по интересам  размещено на стенде «Школьнае жыццё» (1 этаж).  График работы учреждения образования размещён в виде информационной шильды «Режим работы школы». Графики работы спортивного зала, учебной мастерской, педагога-психолога,  педагога социального размещены на входной двери кабинетов и на сайте школы.       Анонс мероприятий размещается на стенде и интернет-сайте учреждения образования каждую субботу (раздел «Шестой школьный день»). Информация о проведенных мероприятиях, размещается на сайте каждый понедельник.

 

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

 

Критерии:

- Наличие у учащихся интереса, мотивации к посещению проводимых мероприятий;

- Активное участие в воспитательных мероприятиях.

 

 Показатели:

- Процент посещения мероприятий учащимися и их законными представителями

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

         Повышение уровня мотивации, активности учащихся в шестой школьный день и, как следствие, привлечение максимального количества детей в   работу школьной субботы.

А также:

- повышение уровня воспитанности учащихся;

- уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям;

- укрепление физического здоровья;

- развитие творческого потенциала личности каждого учащегося;

- осознанное участие в различных видах общественной работы;

-  формирование у школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

-  удовлетворение разнообразных запросов детей;

- налаживание более тесных контактов школы и семьи.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалевич, М. С. Методологические основания модернизации профессионального образования: синергетический аспект // Известия Межд. акад. наук высшей школы. – 2003. – № 3.
  2. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
  3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - №
  4. Адукацыя і выхаванне
  5. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. : Сентябрь, 1996.
  6. Андронович, А. Здоровье – это здорово! // - Здаровы лад жыцця – 2009.

 

  1. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма сомоуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013.

 

  1. http://mir. pravo. By

 

  1. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

 

  1. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://yandex.by/

 

  1. [Электронный ресурс].– Режим доступа: nsportal.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Арганізацыя работы ў шосты школьны дзень

ВЕРАСЕНЬ

Дата

Тэма дня

Назва мерапрыемства

Класы

07

Працоўная

Майстэрня “Рамонт кніг”

1-4

Экалагічная аперацыя па збору другаснай сыравіны (макулатуры і металалома), прыбіранню школьнай тэрыторыі “Наш клопат прыродзе”

5-8

9-11

14

Спартыўная

Дзень здароўя і спорта

1-11

21

Асветніцкая

 

 

Конкурс малюнкаў “Свет дзяцінства”

1-4

Вусны часопіс “Гісторыя Міжнароднага дня міру”

5-8

 

Круглы стол

 “Дзень міру адзіны для ўсіх”

9-11

28

Прававая

Вандроўка ў казачную краіну “Права”

1-4

Запытвалі-адказваем

“У свеце закона”

5-8

Ток-шоу “Права і абавязак”

9-11

КАСТРЫЧНІК

05

Святочная

Святочны канцэрт да Дня настаўніка

1-11

12

Спартыўна-святочная

Канцэрт, прысвечаны  рэспубліканскаму Дню маці

1-11

Дзень здароўя і спорта

5-11

19

Спартыўна-краязнаўчая

Дзень здароўя і спорта

1-4

Экскурсійны дзень “Мая дзіўная краіна”

5-8

9-11

26

Прававая

Інфармацыя + “Арганізацыя аб’яднаных нацый”

1-4

Круглы стол “Беларусь у складзе ААН”

5-8

Канферэнцыя “Узаемадзеянне Рэспублікі Беларусь з ААН”

9-11

ЛІСТАПАД

09

Спартыўна-краязнаўчая

Паход выхаднога дня “Сцежкамі малой радзімы”

1-4

 

Дзень здароўя і спорта

5-11

16

Пазнавальна-спартыўная

Дзень здароўя і спорта

1-4

Гадзіна зносін

“Міжнародны дзень талерантнасці”

5-8

Канферэнцыя “Сацыяльная значнасць талерантнасці”

9-11

23

Прававая

Вусны часопіс

“Мае правы, мае абавязкі”

1-4

Прававы лабірынт па матэрыялах дзіцячага прававога сайта (http://mir.pravo.by)

5-8

Прагляд і абмеркаванне сацыяльных ролікаў “Зберагчы ад наступстваў”

9-11

30

Асветніцкая

Гутарка за круглым сталом “Ад сэрца да сэрца” (да Міжнароднага дню інвалідаў)

1-4

Час зносін «Здароўе-каштоўнасць чалавека» (да Сусветнага дню барацьбы са СНІДам)

5-8

Акцыя “Мы выбіраем здароўе” (да Сусветнага дню прафілактыкі СНІД)

9-11

СНЕЖАНЬ

07

Творча-прававая

Конкурс малюнкаў “Дзеці ў свеце закона”

1-4

 

КТС “Навагоднія вырабы сваімі рукамі”

5-8

Творчая майстэрня па вырабу навагодніх упрыгожванняў

9-11

14

Спартыўна-творчая

КТС “Навагоднія вырабы”

1-4

Дзень здароўя і спорта

5-11

21

Спартыўна-прававая

Дзень здароўя і спорта

1-4

Прагляд відэаролікаў “Бяспека дарожнага руху і адказнасць”

5-8

Інфармацыйна-адукацыйная гутарка  “Закон і адказнасць”

9-11

СТУДЗЕНЬ

11

Асветніцка-спартыўная

Прэзентацыя “Сусветны дзень запаведнікаў і нацыянальных паркаў”

1-4

Дзень здароўя і спорта

5-11

18

Прафарыентацыйна-спартыўная

Дзень здароўя і спорта

1-4

Прагляд дакументальнай хронікі “Прафесія - выратавальнік”

5-8

Прэзентацыя прафесіі “Выратавальнік”

9-11

2525

Дзень памяці

Інфаўрок “Памяці ахвяр Халакоста"

1-4

Гадзіна смутку "Журботныя фіялкі Халакоста»

5-8

Прагляд дакументальнай хронікі “Халакост”

9-11

ЛЮТЫ

01

Прававая

Прававы калейдаскоп “Мае школьныя правы і абавязкі”

1-4

Прававая гутарка “Дзіцячыя свавольствы і злачыннасць”

5-8

Урок асцярожнасці “Як не стаць на дарогу злачынства”

9-11

08

Спартыўна-патрыятычная

Урок мужнасці “Дзень юнага героя-антыфашыста”

1-4

Дзень здароўя і спорта

5-11

15

Спартыўна- патрыятычная

Дзень здароўя і спорта

1-4

Патрыятычная гадзіна, прысвечаная  Дню  воіна-інтэрнацыяналіста

5-8

Прагляд дакументальных відэаматэрыялаў “Афганская вайна”

9-11

22

Святочная

дзень

Конкурсная праграма “Служу Беларусі…”

1-11

29

ЗЛЖ

Вусны часопіс “Беражы здароўе з дзяцінства”

1-4

Прэс-канферэнцыя «Наркотык смяротны»

5-8

Круглы стол “Не пераступіць мяжу”

9-11

САКАВІК

07

Святочная

Святочны канцэрт “Міжнародны жаночы дзень”

1-11

14

Спартыўна-прафарыента-цыйная

Інтэлектуальная гульня “Хачу ўсё ведаць аб прафесіях”

1-4

Дзень здароўя і спорта

5-11

21

Спартыўна- патрыятычная

 

Дзень здароўя і спорта

1-4

Гадзіна смутку “Хатыні звон”

5-8

Завочны экскурс “Як гэта было…” (да гадаўшчыны Хатынскай трагедыі)

9-11

28

Пазнавальна- прававая

Вусны часопіс “Сусветны дзень тэатра”

1-4

Прэзентацыя “Беларуская дзяржава і права ў фотаздымках, малюнках і песнях”

5-8

Гутарка “Заканадаўства і працаўладкаванне падлеткаў”

9-11

КРАСАВІК

11

Інтэлектуаль-на-спартыўная

Квэст-гульня “Інтэлектуальныя забавы”

1-4

Дзень здароўя і спорта

5-8

18

Спартыўна-асветніцкая

Дзень здароўя і спорта

1-4

Міні-прэзентацыя “Ахова  помнікаў і гістарычных месцаў”

5-8

Лекторый “Прафілактыка захворванняў сэрца”

9-11

25

Прававая

Пазнавальная гульня “Падарожжа ў каралеўства Законія”

1-4

Дыялог      

“Азбука права”

5-8

Дыспут “Грамадзянінам быць абавязаны”

9-11

МАЙ

02

Пазнавальна-патрыятычная

Азбука здароўя “Чыстыя рукі ратуюць жыццё!”

1-4

Паседжанне ў  бібліятэцы “З гісторыі ўзнікнення Дня друку”

5-8

КТС “Рыхтуемся да Дня Перамогі”

9-11

16

Спартыўная

Спартыўнае свята “Мы выбіраем ЗЛЖ!”, да Міжнароднага дня сям’і

1-4

Дзень здароўя і спорта

5-11

23

Святочная

Урачысты прыём навучэнцаў  4 класа у ГА “БРПА”

1-4

Святочная лінейка “Дзень піянерскай дружбы”

5-8

Урачысты прыём навучэнцаў у ГА “БРСМ”

9-11

30

Прававая

Работа з дзіцячым прававым сайтам (http://mir.pravo.by)

1-4

Віктарына “Я ведаю свае правы і абавязкі”

5-8

Круглы стол “Закон і сумленне”

9-11

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разработки воспитательных мероприятий

Сценарий

урока мужества, посвященного

Дню памяти воина-интернационалиста

 

Форма проведения мероприятия: урок мужества.

Продолжительность: 45 минут.

Возрастная категория: 5-8 классы

Цель мероприятия: познакомить участников мероприятия с историей Дня воина-интернационалиста, с событиями войны в Афганистане, Чечне, с судьбами участников афганской и чеченской войн, а также развивать чувства патриотизма, любви, интереса к истории и наследию своего Отечества и родного края; воспитывать уважение к участникам военных боевых действий, к воинской чести и долгу.

Оборудование и технические средства:

- компьютерное оборудование;

- экран;

- звуковоспроизводящее оборудование.

Ведущий 1

Я хочу, чтобы гордость была за страну,

Чтоб красивым был прожитый день,

Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену                                                                  

Вспоминая хороших людей…

Ведущий 2

   Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам 20-го столетия. Она проходит в ознаменовании празднования Дня воина – интернационалиста.

Ведущий 1

15 февраля 2019 года исполнилось 30 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная.

Ведущий 2

Нашу встречу мы назвали «Живая память». Живая память,  потому что живы те, кто воевал, выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне … других горячих точках

  Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие.

  И память эта будет жива, пока мы об этом помним.

Ведущий 1

Так уж повелось у русского солдата, защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. И тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

Чтец 1

Мы шли пружинисто и дружно,

Две сотни ног в единый шаг,

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Мгновенье тоньше волоска,

Оно как искорки свеченье,

Но может быстрое мгновенье

Остаться славным на века…

          Одно мгновенье и во мгле

Встает заря над прахом серым,

И ты становишься примером                                                                                                 

для миллионов на Земле.

Ведущий 1

  9 лет 1 месяц и 18 дней  продолжалась война в Афганистане.  Именно в ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес.

Ведущий 2

  Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…

    Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч  скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной. Время отдаляет нас от тех событий. Однако память о войне по-прежнему болью отзывается в людских сердцах. 

Ведущий 1

  Того, кто служил в Афганистане и в других горячих точках, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем-то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет.

Чтец 2                                 

Время выбрало вас,

Закружило в афганской метели,

Вас позвали друзья в грозный час,

Вы особую форму надели.

         И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

        Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало вас!

         По страницам времён

Под победные марши шагали.

Много славных российских имён

На гранитную вечность вписали.

          И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

           Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало вас.                                                                                                    

(Виктор Куценко «Время выбрало нас») 

Ведущий 2

О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне.

Не вылечить память.

Кровавую память не выпить до дна.

Вселенское горе, солдатская доля,

Чужая война…

Просмотр отрывка из фильма «Афганистан. Последний солдат»

 Чтец 3

Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и солью кровяной.

Чтоб вставить в поэтическую строчку

Короткое названье Хорсеной.

             Закрою карту, снова открываю

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она – та точка роковая,

Кто знал ее вчера? Она Чечня.

Солдат войны не выбирает –

Он верен долгу и стране,

Которая его ввергает,

То в кровь, то в славу, что сверкает

На склонах в памятной Чечне    

Ведущий 1                                                                        

Пусть короткая жизнь и подвиг наших земляков станут для всех нас нравственным уроком, уроком долга и чести.  И сегодня есть, что сказать будущим защитникам Отечества.

Чтец 4

 Как много русских мальчиков-солдат

В безмолвной вечности лежат отныне.

И с фотографий маленьких глядят

Глазами удивительно живыми.

       

 О, сколько же в России матерей

Облились горькими слезами.

Их боли не пройти, не отогреть

Под траурными черными платками.

           Вновь клинья обожженных душ плывут

По небу вперемешку с облаками

Над милым домом снегом упадут

Или прольются теплыми дождями.

          Стекут слезой по золоту имен,

По датам, оборвавшим жизнь в зените.

Печально-тихий колокольный звон

Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»

Первая песня «Афганистан»

Ведущий 2

20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.

Ведущий 1

Человеческая память недолговечна, а неумолимое время стирает с земли следы этих войн. Войн, в которой десятки тысяч вчерашних мальчишек, вставших в армейский строй после школьной скамьи, стали калеками. Больше миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана и Чечни. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».

Ведущий 2

Минута молчанья…

Товарищи, встаньте

И в памяти павших                                                                                                           

 Героев представьте.

Навек в нашем сердце

Бессмертных имён их звучанье.

Минута молчанья, минута молчанья…

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (метроном)

Ведущий 1

Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя,

Та память нам не надоела,

Как мыслят некие “друзья”.

Ведущий 2

Её события и даты

Огнем вошли в сердца людей.

Еще живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Вторая песня «Мы уходим»

 

 

Устный  журнал

«Путешествие в город Права»

Цель:  углубить знания учеников о праве и свободе  человека и праве ребёнка; ознакомить учеников с отечественными и международными нормативно- правовыми актами в отношении прав человека ( Конституция России, Декларация прав человека, Конвенция о правах детей;осознавать необходимость уважать права других , защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитывать у учащихся высокую правовую культуру,убеждения в необходимости исполнения законов.

Основные термины и понятия: «личные права», «политические права», экономические права», «декларация», «Общая декларация прав человека», «права детей».

Оборудование: класс украсить плакатами:

«Знания права заслуживает наивысшего уважения» (Ульпиан).

«Ценность государства определяется ценностью её граждан» (Дж.- С. Миль).

«Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

«Основу крепкого правопорядка составляет свобода личности и её неприкосновенность».  Б. Кистяковский).

«Образование даёт человеку  достоинства». (Д. Дидро).

        Ход урока

  1. Организационный момент

Настрой учеников на плодотворную работу. Прошу домашние группы занять отведённые для них места за столами.

  1. Мотивация учебной деятельности

-Сегодня у нас необычный урок. Мы все вместе поработаем над составлением устного правового журнала «Ты – человек, значит имеешь права». Чтобы человек мог существовать как биологическое существо, ему необходимо иметь одежду, еду, жильё.

Поскольку человек живёт в обществе, то ей как члену общества необходимо учиться, работать, быть свободным и равноправным также как и другие люди. Поскольку человек живёт в государстве, он имеет правовую связь с ним, то есть ему даётся возможность брать участие в жизни государства. Возможность человека иметь определённые материальные, социальные, культурные и духовные блага, которые необходимы ему для нормального существованияи развития, называются правами человека.

О правах и свободах мы сегодня поговорим.

  • Основная часть

   Первая страница нашего устного журнала назвается «Человек- самое ценное сокровище». Каждый из вас – неповторимая личность, человек, который живёт именно сегодня, и другого человека на нашей планете  нет, не было и не  будет. Известный поэт В. Симоненко так написал о неповторимости каждого:

Ты - человек. Это - истина. Знаешь об этом иль нет? Улыбка твоя – единственная. Мука твоя – единственная, Глаза – одни на весь свет. Больше тебя не будет. Завтра на этой земле Другие будут жить люди, Любить снова будут люди – В радости, в свете, во мгле. От мира тебе в награду - Лес, море, ковыль в степи… И жить торопиться надо, Любить торопиться надо- Смотри не проспи! Ведь ты человек. Это - истина. И - хочешь того или нет - Улыбка твоя – единственная. Мука твоя – единственная, Глаза – одни на весь свет.

  Прошло не одно тысячелетие, пока люди поняли эту истину. На протяжении многих столетий складывались обязательные правила поведения граждан, т. е. правовые нормы , которые устанавливаются и охраняются государством.

  Вторую страничку нашего журнала «Декларация прав человека» представит первая  домашняя группа.

1-а группа учеников. Права человека имеют длительную и интересную историю. Они тесно связаны с развитием моральных правил и духовных ценностей человека. Чувства свободы, равноправия, собственного достоинства появились у человечества не сразу, постепенно развиваясь от античного представления о неравенстве людей эпохи Просвещения, Билля о правах «в США и Декларации прав человека и гражданина» во Франции. В разных странах права человека фиксировались в разных документах: конституциях, законах, декларациях  (декларация – заявление о намерениях).

Вторая мировая война продемонстрировала ужасные факты нарушения прав человека, уничтожение целых групп людей по признакам расовой или национальной принадлежности, религиозных убеждений. Мир увидел суть политики геноцида (уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам).

Во многих странах утверждалось убеждение о том, что необходимы общие действия для обеспечения прав и свобод человека на международном уровне.

В 1945 году была создана Комиссия Организации Объединённых Наций по правам человека, которая должна была подготовить международные документы, определяющие права и свободы человека. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно утвердила первый такой документ – Общую декларацию прав человека. В ней впервые в истории человечества, истории международных отношений были обозначены главные права и свободы людей. Общая декларация прав человека состоит из 30 статей, где определены права:

-  гражданские (личные) – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу от пыток и рабства;

- политические – свобода слова, право принимать участие в политической жизни, свобода мирных собраний;

- экономические, социальные и культурные – право на достойный уровень жизни, образование и свободу культурной деятельности.

  Общая декларация прав человека имеет большое значение.

  1. Согласно Статусу ООН, государства – члены этой организации (приблизительно 190 стран) обязаны общими действиями стремиться признавать права и свободы человека.
  2. Этот документ является основой для международных «правил поведения» стран , которые уклоняются от выполнения положений декларации.
  3. С момента её основания она имела значительное влияние на конституцию, законы и решения судов во многих странах и на деятельность международных организаций.

– Как вы считаете, почему Общая декларация прав человека – это  не  договор между странами , не закон , а декларация?

  В мире существуют  разные  большие и маленькие страны.В каждой из них создана своя законодательная система, что выходит из своего уровня развития и возможностей восприятия гуманистических ценностей. Поэтому ОДПЧ является только рекомендацией Генеральной Ассамблеи ООН.

   Третья страница нашего журнала – это «Конституция – Основной Закон». Её будут представлять ученики второй домашней группы.

2-я группа учащихся. Начнём с того, что общественная жизнь времён Древней Греции уже имела форму – «полис»  (община- государство). Полис подразумевал как совместную деятельность людей, которые имеют общие интересы, действуют в определённых рамках норм и порядка.Именно таких людей Аристотель считал гражданами.Каждый гражданин имел права , свободы и обязанности перед обществом. В свою очередь, полис устанавливает определённый строй гражданских прав.

 В разные времена существовали разные понятия относительно прав и роли в обществе, относительно устройства жизни этого общества. Средневековье в Европе, которое существовало на протяжении 1000 лет, связывало судьбу человека, общества, государства только с Богом. Когда же настала эпоха Возрождения, а за ней – Новое время. Человечество восстановило в своей памяти гуманистические ценности- права, свободы, идеалы, мораль свободного человека.

Первым сборником правовых норм государства русичей была  «Русская Правда», или, как её ещё называли, - «Устав Великого князя Ярослава Владимировича в судах». Сохранились до нашего времени разные по содержанию и значению памятки законодательной деятельности государственных органов власти Литовско- русской эпохи (Литовский устав).

  Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (статья 12 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года «О нормативных правовых актах»).

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ (статья 3 Конституции Республики Беларусь). Реализуя свое право на непосредственное участие в управлении делами общества и государства (статья 37 Конституции Республики Беларусь), граждане по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни определили будущее нашего государства на республиканских референдумах, решения которых в том числе нашли свое отражение в изменениях и дополнениях действующей Конституции Республики Беларусь. В Республике Беларусь республиканские референдумы проводились: 14 мая 1995 года24 ноября 1996 года17 октября 2004 года.

В Конституции отображены практически все важнейшие политические права и свободы: на мирные собрания и демонстрации, на свободу печати и информации, избирательные права. К экономическим правам относится право на владение, пользование и распоряжение своей собственностью, право на предпринимательскую деятельность. Конституция гарантирует гражданам разнообразные социальные права: на труд, отдых, жилище, на достойный уровень жизни, охрану здоровья. К культурным конституционным правам относятся: право на образование, на свободу литературного, художественного, научно-технического творчества.

Говоря о правах и свободах, необходимо сказать и про конституционные обязанности граждан. К ним относятся: защита Отечества; не наносить вред природе, культурному наследию, оплату налогов, выполнение законов России, не покушаться на права и свободы других людей.

  Четвертая страница нашего журнала – это «Конвенция ООН о правах ребёнка». Её представляют ученики третьей группы.

3 - я группа учащихся.  Проблема правовой защиты семьи и детей длительное время находилась в центре внимания международной общественности. В 1924 году, в г. Женеве была принята Декларация прав ребёнка.В 1959 году разработана и внедрена в жизнь новая Декларация прав ребёнка, в которой провозглашены социальные и правовые принципы касающиеся защиты и благополучия детей.В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира. Подготовила текст Конвенции о правах  ребёнка. «Конвенция о правах ребёнка была принята  Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.,вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

Согласно со ст.1 Конвенции о правах ребёнка, ребёнком считается каждый человек  до 18-ти лет. Каждый ребёнок независимо от расы, пола, языка, религии,

национальности, имущественного положения, состояния здоровья, имеет равные права с остальными детьми.

Список прав, признанных для детей в Конвенции, охватывает права.

 Гражданские (личные):

- право на жизнь и развитие;

- право на получение гражданского статуса;

- право на получение гражданства;

- право ребёнка на семью;

- свобода религии;

- свобода слова;

- ребёнок должен быть выслушан во всех делах, которые его непосредственно касаются;

- свобода от физического или психологического насилия;

- в отношении ребёнка нельзя выносить смертный приговор и наказывать его на пожизненное заключение.

Социальные права:

- право на охрану здоровья;

- право на определённые условия жизни;

- право на отдых, свободное время, развлечения.

Культурные права:

- право на образование,

- право на пользование культурными ценностями; право на информацию; право на знания о своих правах.

Старшим детям Конвенция  даёт определённые политические права: право на объединения и собрания в мирных целях.

Конвенция признаёт и личные права для детей-инвалидов, а также общественно не приспособленных детей.

  Последняя наша страница- «Как защищать права ребёнка?»

Для осуществления международного контроля по выполнению прав детей был создан Комитет по правам  детей ООН. Комитет разработал предложения и рекомендации по выполнению прав ребёнка разными странами. Важную роль в обеспечении прав ребёнка играет также Международная чрезвычайная федерация помощи детям.

  1. IV. Закрепление изученного материала

- Предлагаю выполнить группам задание: выберите одно из прав ребёнка. Напишите коротенькую историю о ребёнке, право которого было нарушено, а потом благодаря его собственным усилиям или с помощью других людей. защищено.

Прочитайте классу написанную вами историю.

Давайте вместе составим советы детям, которым необходима помощь, если нарушены их права.

Советы детям, права которых нарушены :

  1. Обратитесь к взрослым, которым доверяете.
  2. Вы можете обратиться в милицию по телефону 
  3. Вы можете  обратиться к психологу в школе.
  4. Вы можете обратиться в психологическую службу.
  5. Вы можете обратиться в гражданские организации, которые занимаются защитой прав детей.
  6. Вы можете обратиться в опекунский совет в школе.
  7. Вы можете обратиться в центр социальных служб по делам молодёжи.
  8. V. Подведение итогов 

 

Спортивно-игровая программа «Защитникам Отечества посвящается»

 

Цели: воспитание у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе.

Ход мероприятия

  1. I. Вступительное слово

Классный руководитель. 23 февраля - День защитника Отечества. Это день - дань уважения всем поколениям героического воинства нашей страны. Издавна в стране профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Ведь служить Отечеству - значит оберегать мирную жизнь народа, хранить честь и достоинство Родины. А поскольку испокон веков защитниками Отечества были мужчины, то в этот день все представили сильного пола принимают поздравления и подарки. Я поздравляю наших юношей и желаю им безграничного счастья, богатырского здоровья и вечной любви!

  1. II. Конкурсная программа «А ну-ка, парни!»

Поздравления 5 класса

Ведущая 1. Мы тоже поздравляем наших юношей с Днем защитника Отечества! К этому празднику мы подготовили конкурсную программу «А ну-ка, парни!» Это своеобразная полоса препятствий, пройдя которую, наши парни докажут, что они сильные, смелые, умные и красивые. А именно такие парни составляют красу и гордость нашей школы.

Ведущий 2. На полосу препятствий допускаются те, кто владеет современным оружием: дисциплинированностью, волей, метким словом, вниманием, выдержкой, юмором, вежливостью, смекалкой.

Ведущий 1. А судьи и болельщики - все наши девушки, боевые подруги. Их аплодисменты будут показателем того, что ребята справились с заданием.

Ведущий 2. Приглашаем наших бойцов на полосу препятствий!

(Звучит музыка, юноши выстраиваются у доски в произвольном порядке.)

Конкурс 1. Стройся!

Ведущая 1. Вначале наши бойцы должны показать, насколько они организованны. Первое испытание называется «Стройся!».

Ведущий 2. Всего за 3 мин. (пока звучит музыка) вам нужно построиться по росту.

Внимание! Музыка!

(Звучит музыка, ребята выстраиваются по росту.)

Ведущий 1. А теперь испытание посложнее. Построиться так, чтобы ваши фамилии располагались по алфавиту. (Поднимает руку.) Здесь будет начало шеренги. Внимание - музыка!

(Звучит музыка, ребята выстраиваются по алфавиту.)

Ведущий 2. А аплодисменты болельщиц говорят о том, что вы достойно прошли и это испытание!

Ведущий 1. А сейчас мы проверим, насколько сильны наши солдаты в теоретической подготовке. Ведь не зря говорят: «Умный боец везде молодец». Командам нужно будет ответить на вопросы:

Конкурс 2.  Разминка

  1. Рядовой в шахматах /пешка
  2. Защитник Отечества /солдат
  3. Торжественное прохождение войск /военный парад
  4. Воздушный флот /ВВС
  5. Ответный пароль /отзыв
  6. Летний головной убор /пилотка
  7. Обувь для зимней караульной службы /валенки
  8. Звездная часть мундира /погоны
  9. Солдат спит, служба …./идет
  10. Изобретатель автомата /Калашников
  11. Повар на корабле /кок
  12. Тормоз на корабле /якорь
  13. Символика страны /флаг, герб, гимн
  14. Что есть у фотоаппарата и автомата /затвор
  15. День победы /9мая
  16. Главнокомандующий армией в годы войны /Жуков
  17. Знаменитая песня, название военного орудия /Катюша
  18. Первый космонавт /Гагарин
  19. Начало Великой Отечественной войны (22июня1941)

Ведущий 2. Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

Конкурс 3. Самый сильный! (надуть шарики по 2 человека)

 

Конкурс 4. Найди пару (соотнести пословицы).

 

Конкурс 5. Самый ловкий (перенос теннисного мячика в ложке)

 

Конкурс 6 Армейская смекалка (зашифрованный пакет)

 

Конкурс 7.  Солдат ребенка не обидит. (одевание раздевание младенца)

 

Конкурс 8. Повара (записать на бумаге максимальное количество еды на букву «К»)

Конкурс 9. 36 и 6 (передача градусника без рук)

 

 Армейский прикол

Владеют ли наши парни оружием юмора?  Послушайте как говорят в армии.

  1. «Остров сокровищ». (Каптерка.)
  2. «Казнь на рассвете». (Зарядка.)
  3. «Спящая красавица». (Часовой.)
  4. «Тимур и его команда». (Патруль.)
  5. «Взорванный рай». (Подъем.)
  6. «Земля в иллюминаторе». (Бег в противогазе.)
  7. «Хождение по мукам». (Строевая подготовка.)
  8. «Тайны бритоголовых». (Курс молодого бойца.)
  9. «Крестный отец». (Старшина.)
  10. «Луч света в темном царстве». (Письмо из дома.)

 

Конкурс 10. Блицтурнир

Ведущий 1. А теперь проверим вашу реакцию. Наше испытание называется «Блицтурнир».

Ведущий 2. Кто быстрее ответит на листках на перечень вопросов.

 

  1. Трубка для патронов в автомате. (Магазин.)
  2. Башня с сигнальными огнями на берегу моря. (Маяк.)
  3. Наступление с криком «Ура!». (Атака.)
  4. Стрелок, владеющий искусством меткой стрельбы. (Снайпер.)
  5. Винтовка с укороченным стволом. (Карабин.)
  6. Армейское наказание. (Наряд вне очереди.)
  7. Склад военного снаряжения. (Арсенал.)
  8. Здание, в котором живут солдаты. (Казарма.)
  9. Колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки. (Штык.)
  10. Они ошибаются только один раз. (Саперы.)
  11. Рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем. (Штурвал.)
  12. Этот род войск называют «богом войны». (Артиллерия.)
  13. Гараж для самолетов. (Ангар.)
  14. Удар корпусом танка, корабля или самолета. (Таран.)
  15. Часть войск, идущая впереди главных сил. (Авангард.)
  16. Маскировка предметов путем окраски полосами и пятнами. (Камуфляж.)

III. Заключительное слово

. Известный дипломат и поэт Ф.И. Тютчев писал: «Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата». Я от всей души желаю нашим будущим воинам и защитникам брать в пример эти замечательные качества русского солдата: строжайшая дисциплина, человечность, доброта, великодушие.

  1. Подведение итогов