Реализованный проект

ГУО «Купятичская средняя школа» Пинского района

 

 

 

 

 

Номинация

«Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Моя траектория на будущее»

 

 

 

                                                                          

 

                                                                                 Подготовила:

                                                        Шпаковская Раиса Владимировна,

                                                        педагог социальный

 

 

 

Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни. Решить эту проблему призвана профориентация, в реализации которой ведущую позицию занимает школа. Есть два способа выбрать профессию. Один – метод проб и ошибок. На это может уйти много времени. Другой – изучить прежде самого себя, свои интересы и склонности, особенности мышления – всё то, что делает человека единственным и неповторимым, затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку и соотнести их со своими особенностями. Помочь ребёнку в выборе профессии с привлечением родителей и общественных организаций - вот основная идея проекта. Большое внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации учащихся, направленным на выбор сельскохозяйственных профессий. Материалы работы могут быть использованы педагогическими работниками, обеспечивающими организацию воспитательной работы по профориентации в средних учреждениях образования, при подготовке к внеклассным мероприятиям.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

                                       Субботний день! Чудесный день!

                             И в школу нам идти не лень!

                                        Мы молодые, сильные, здоровые!

                                                          У нас мечты, идеи, мысли новые!

                                                                                                    

Потенциал досуга в шестой школьный день имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени учащихся. Именно в субботу в школе проводятся самые интересные и значимые мероприятия.

Современную школу нельзя представить без привлечения учащихся к профориентационной деятельности. Вопрос "Кем быть?"жизненно важный вопрос. Найти свое место в жизни необходимо каждому молодому человеку, оканчивающему школу.

Главной педагогической задачей настоящего и будущего является создание более эффективных условий для активизации процесса осознанного, самостоятельного поиска учащимися профессионального пути и оказание соответствующей информационно-педагогической поддержки. Эту поддержку мы видим в сплочении всех служб школы, в привлечении родителей и партнерских организаций. А лучшего времени, чем субботний день, просто не найти. Именно в шестой школьный день мы применяем наиболее оптимальные формы работы с учащимися в этом направлении, которые всецело направлены на формирование готовности к самостоятельному и осознанному выбору своего профессионального пути с учетом личных способностей и интересов, с ориентацией на текущие и перспективные потребности общества, включающие различные составляющие. Поэтому одна из задач школы -  помощь ребятам при выборе профессии, которая принесет не только хороший доход, но и радость. Профессия – это вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов.

Современный рынок труда существенным образом отличается от того рынка труда, который существовал год, пять, десять лет назад. Для современного молодого человека профессиональный выбор представляет собой серьезную проблему. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими учреждениями образования.     Именно в школе проходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности. Поэтому работа по профессиональному и личностному самоопределению школьников, особенно проживающих в деревне, осуществляется постоянно. Преобразования, произошедшие с объектами социума микрорайона школы (животноводческий комплекс, подъём производительности базового сельского хозяйства ООТ «Почапово», а с ним и повышение рейтинга предприятия), появилась реальная возможность повлиять на воспитание потребности учащихся в профессиональной деятельности, проводить ориентацию на овладение сельскохозяйственными профессиями.

Поэтому организовываем профориентационную работу с учащимися школы на современном уровне, ориентируя выпускников на необходимые, востребованные в ближайшем производственном и сельскохозяйственном окружении профессии.

Овладение молодыми людьми востребованными в регионе сельскохозяйственными профессиями, продолжение семейных династий, повышение престижа фамилии, приумножение народных традиций, основанных на уважении к человеку труда, – вот важные составляющие успеха в деле возрождения деревни.

Окончив школу и получив специальное образование, сельские ребята сегодня не стремятся возвращаться в родную деревню. Выбор в пользу деревни делают совсем немногие.

Однако мониторинг выбора учащимися учебных заведений, который ведется в школе, позволяет сделать вывод, что интерес выпускников к профессиям сельскохозяйственного профиля снижается. Если в 2016/2017 учебном году осваивать сельскохозяйственные профессии пожелали 5 выпускников школы, то в 2017/2018 учебном году - 2.  В родную деревню после окончания учебы в 2018 г. вернулся один специалист сельскохозяйственного профиля.

Цель проекта: создание условий для профессионального самоопределения учащихся с учетом региональных потребностей в кадрах посредством взаимодействия школы, семьи и социума в шестой школьный день.

Задачи:

-создать условия для эффективного взаимодействия школы, семьи и социума в организации профориентационной работы в шестой школьный день;

-усовершенствовать программу профориентационной работы школы с учетом ориентации на специальности сельскохозяйственного профиля;

-обеспечить каждого выпускника школы картой вакансий сельхозпредприятий региона, адаптированной к его личностным и профессиональным компетенциям;

-способствовать повышению престижа труженика села, популярности рабочих профессий и специальностей среди молодежи;

-активизировать участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня.

Гипотеза: специально организованная и разработанная профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии.

Продолжительность проекта: учебный год

В реализации проекта принимают участие: педагоги - родители-учащиеся старших классов.

Этапы реализации проекта

I этап – начальный

а) подготовительный

Инициативная группа проводит организационное собрание по разработке проекта и определяет план работы.

б) диагностический

В результате диагностики нужно выявить проценты формирования навыков профессиональной ориентации. Провести социологическое исследование «Для чего нужна профессия».

в) реализация проекта

Составление плана работы.

II этап – основной

Работа по профориентации ведётся в 2-х направлениях: в теоретическом и практическом.

а) теоретический

-Информирование участников учебно-воспитательного процесса о профессиях: внеклассные мероприятия, «круглые столы», акции, изготовление плакатов, буклетов, памяток.

-Обучение подростков видам профессий: тренинги по профессиям, беседы, деловые игры, «круглые столы», дискуссии, брей-ринги, профориентационые  тестирования.

-Вовлечение родителей в  процесс самоопределения своих детей: родительские собрания, тренинги, беседы.

б) практический

 -Разработка  стенда о выборе профессии, который заставит задуматься о своём будущем и учеников из других классов.

-Экскурсии на предприятия, расположенных на территории Пинского района. г. Пинска.

-Знакомство с представителями различных видов профессий (в форме встреч:  приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают учащиеся и бесед).

-Знакомство  с профессиями, которыми овладели родители одноклассников.

-Мероприятия с участием родителей (тематические родительские собрания,  организация родительского лектория по вопросам профориентации, индивидуальные беседы, совместные детско-родительские профориентационные  игры).

-Работа творческих групп учащихся распределения обязанностей по проекту.

Работа творческих групп учащихся по плану.

  1.Организовать из учащихся творческие группы (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа»).

2.Определить, какие профессии станут объектом исследования в каждой группе – т.е. о каких профессиях группа будет искать материалы и представлять их.

3.Найти материалы об исследуемых профессиях:

а) когда появились эти профессии?

б) что было причиной появления этих профессий?

в) какие знания нужны человеку, чтобы овладеть этими профессиями?

г) какие качества личности нужны человеку, чтобы служить этим профессиям?

д) на каких предприятиях нашего города необходимы специалисты, владеющие этими профессиями?

е) сколько учащихся нашего класса решили выбрать для себя эти профессии и почему?

  1. 0формить дневник проекта.

5.0рганизовать экскурсии на предприятия и в организации, в которых трудятся родители.

6.Оформить материалы проекта (любая форма: альбом, книга, стенд, стенгазета и др.).

7.Подготовить защиту проекта.

8.Защитить проект перед публикой

III этап - заключительный

Подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Проводится диагностика на выявление успешности выбранных технологий для решения обозначенной проблемы и основных задач.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Таким образом, использование системного подхода в профессиональной ориентации школьников, на мой взгляд, поможет им в выборе жизненной и профессиональной траектории.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

  1. Незнание правил выбора профессии:
  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.
  1. Незнание самого себя:
  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
  1. Незнание мира профессий:
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Важно отметить, что профориентационная работа в школе при­носит пользу только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:

  1. 1. Систематичность и преемственность.
  2. 2. Дифференцированный и индивидуальный подход.
  3. 3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм.

4.Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости.

5.Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов. Чтобы сделать правильный выбор надо выявить свои интересы, склонности, способности к одной из профессий. Для того, чтобы правильно выбрать профессию необходимо использовать различные формы и методы работы: выполнение диагностики с помощью при помощи различных тестов, анкет,

опросников.            Интерес, определение - англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

 Склонность — предрасположенность, способность, талант к чему-либо.

Организация мероприятий  опирается на использование следующих важных принципов:

  • свободного выражения своего мнения;
  • взаимоуважения;
  • доверительности;
  • обратной связи;
  • безоценочности.

Самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший:

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
  • что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
  • что он может (возможности и способности),
  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Содержание проекта «Моя траектория на будущее»

№ п\п

Тема занятия

Срок проведения

 

Анкетирование. Диагностика для изучения познавательной сферы старшеклассников

Сентябрь

2.      

Беседа «Что такое профессия»

Сентябрь

3

Составление карты интересов

«Темперамент и выбор профессии

Сентябрь

4

Организация тематических выставок по профориентации воспитанников  в  библиотеке

«В мире профессий», «Все работы хороши»,

В течение года

5

Школа практической помощи                         

«Познай самого себя»

Сентябрь

6

Беседа «Мир моих увлечений»

Родительское собрание  «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Октябрь

7

 «Мои способности и возможности»

 (Возрастные особенности воспитанников юношеского возраста)

Октябрь 

8

Экскурсия на ООТ «Почапово »

Октябрь

9

Викторина по профориентации «Желания и потребности»

Октябрь

10

 Час общения: «Как правильно выбрать профессию». (Понятие  о профессии и специальности..)

Ноябрь

11

Дискуссия «В мире профессий» (Общий обзор классификации профессий.)

Ноябрь

12

Тренинг самопознания  «Воспитываем себя»

Ноябрь

13

Деловая игра «Я и моя будущая профессия»

Ноябрь

14

Родительское собрание «Кем я вижу своего ребёнка в будущем»

Декабрь 

15

Час общения «Хочу – Могу – Надо»

Декабрь

16

Выпуск газеты «А кем станешь ты?»

В течение года

17

Экскурсия по д. Купятичи

Декабрь

18

Беседа  «Какие бывают профессии?»

Январь

19

Оформление общего альбома  класса           «Мир профессий».

Январь

20

Дискуссия «Почему человек становится лучше, когда трудится»

Январь

21

Групповое собрание:   «Отчего зависит выбор профессии? Быть полезным себе и людям».

Январь

      22

Конкурс рисунков    «Моя любимая профессия».

 Деловая игра «Я и моя будущая профессия»

Январь

23

Экскурсия  в Пинский горрайотдел по чрезвычайным ситуациям 

Министерство по чрезвычайным ситуациям ГПАСУ «Республиканский отряд специального назначения» Пинский центр

Январь

24

Экскурсия  в УО «Пинский государственный аграрно-технический колледж имени А.Е. Клещева»

УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения»

Февраль

25

Встреча с людьми разных профессий  «Человек трудом славен».

Февраль 

26

Тестирование «Коммуникативно – организаторские склонности».

Родительское собрание: «Профессии, которые выбирают наши дети»

Февраль

27

Профориентационный час

 «Путь познания»,                                          

Деловая  игра « Собеседование при приёме на работу»                            

Март

28

Экскурсия  в УО «Пинский государственный аграрный технологический колледж»

УО «Пинский государственный профессиональный лицей строителей»

Март

28

Обзор презентаций «Как выбрать профессию»

Март

29

Экскурсия в УО «Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности»

Март

30

Тренинг самопознания                       

Март

31

 Час общения « Как овладеть профессией"

Апрель

32

 Час общения «Планирование профессионального пути»

Апрель

33

Встреча с известными, успешными людьми, выходцами из деревни

Апрель

34

Проведение опросника тревожности

Апрель

 

Диспут «Что такое цель жизни?»

Май

35

Встреча с выпускниками школы, успешно обучающимися и работающими

Май

37

Конкурс эссе « Моя будущая профессия»

Май

38

Защита   проекта «Моя траектория на будущее»

Май

39

Просмотр документального фильма «Профессии в лицах»

Май

40

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии»

В течении

года

41

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации: «Тебе, выпускник»

Рубрика «Твое профессиональное будущее»

« Куда пойти учиться»

Новые профессии нашего времени.

Анкетирование

( профес. типы)

42

Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников

Май

43

Создание банка данных о предварительном и фактическом устройстве выпускников.

Июнь-август

44

Работа над проектом «Моя траектория на будущее»

с  1.09. 2018 по 31.05 2019

 

Ожидаемые результаты

- формирование  навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;

-наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

-владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.

-активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

 Однако, абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, чтобы определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Критерии оценки результатов проекта

  1. Выбор профессии:

- выбор профессии сделан;

- учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

- выбор профессии не сделан.

  1. Уровень знаний о профессии:

- высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

- средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

- низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

  1. По причине выбора профессии:

- профессия интересна самому учащемуся, ему нравиться заниматься этим делом;

- главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

- учащийся выбрал профессию на примере или по совету родителей.

                                                 Заключение

От удачного выбора профессии во многом зависит польза, которую человек сможет принести своим трудом обществу, степень удовлетворения своей работой, развитие творческих способностей. Школа оказывает помощь в разумном выборе будущей профессии. Поэтому как одну из основных задач мы  видит в организации работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Помогая учащимся в выборе определенного пути, мы стремимся к тому, чтобы работа по профориентации нашла логическое продолжение в дальнейшем труде с использованием знаний и навыков, полученных за время обучения в школе. Необходимо продолжит целенаправленную работу в этом направлении, т.к. выбор профессии подросток должен сделать осознанно, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда проще поступить». Не каждому молодому человеку сразу удается найти свой профессиональный путь: кто-то ошибается и изменяет свой выбор, а кто-то целенаправленно движется к намеченной цели и достигает больших успехов.

          Главным в содержании профессиональной ориентации является воспитание у школьников в процессе работы устойчивых профессиональных интересов к сельскому хозяйству, к его научным основам и перспективам, любви к земле, к природе родного края, уважительного отношения к сельскохозяйственному труду, чувства ответственности за свою повседневную работу, порученное дело. Без этого невозможно психологически подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Интерес к сельскому хозяйству являемся важным стимулом раннего выбора профессии, залогом скорейшего ее освоения, а впоследствии - плодотворной работы в сельскохозяйственном производстве.

И ведь не зря, девять  учащихся 10 класса выбрали УПК “ Водитель колесных тракторов “Категории А”. Три учащихся 10 класса посещают факультативное занятие  «Введение в педагогическую профессию». Учащиеся 9 класса получают знания на факультативном занятии «Мое профессиональное будущее».

Помогая учащимся в выборе определенного пути, мы стремимся к тому, чтобы работа по профориентации нашла логическое продолжение в дальнейшем труде с использованием знаний и навыков, полученных за время обучения в школе. Необходимо  продолжать целенаправленную работу в этом направлении, т.к. выбор профессии подросток должен сделать осознанно, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда проще поступить». Не каждому молодому человеку сразу удается найти свой профессиональный путь: кто-то ошибается и изменяет свой выбор, а кто-то целенаправленно движется к намеченной цели и достигает больших успехов.

 

 

 

Приложения

Методические разработки  мероприятий

по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего»

 

Цели:

  1. содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.
  2. формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.

Задачи мероприятия:

  1. расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
  2. развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2-4 команды по 3-5 человек. Заранее приглашается жюри для оценки выступлений, подведения итогов мероприятия и награждения команды-победительницы.

  1. Конкурс «Анаграммы-профессионалы».

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

  • рвач - (медицинский работник)
  • сопло- (дипломат)
  • терка - (театральная и кино-профессия)
  • кулон - (веселая цирковая профессия)
  • марля - (разноцветный рабочий)
  • авдотка - (юридическая профессия)
  • томат + голос - (зубной врач)
  • кредитор -                  (руководитель предприятия)

 

  1. Конкурс «Начни пословицу».

Задание: назвать начало пословицы.

  • «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
  • «…такие плоды» (какие труды)
  • «…, а лень портит (труд человека кормит)
  • «…, того люди чтут» (кто любит труд)
  • «…, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
  • «…, тот не ест» (кто не работает)
  • «…, спать неохота» (если есть работа)
  • «…потехе – час» (делу – время)

       

  1. Конкурс «Чем пахнут ремесла?»

Задание: определить профессию по запаху

  • тестом и мукой пахнет … (пекарь)
  • стружкой и доской …       (столяр)
  • краской и скипидаром … (маляр)
  • бензином … (водитель)
  • рыбой и морем … (рыбак)
  • лекарством … (врач)
  • пирогами и супом … (повар)
  • землей и полем …                (пахарь)

 

  1. Конкурс «Самая – самая»

Задание: участникам предлагаются необычные характеристики профессий, а участники игры должны по очереди называть те профессии, которые  больше всего подходят данной характеристике.

   Предлагается первая характеристика, представители по очереди от каждой команды предлагают свои варианты. Команда дает один ответ после минуты на обсуждение.

   Выигрывает та команда, которая дала наиболее точные ответы на заданные характеристики.

 

  • самая денежная профессия.
  • самая красная профессия.
  • самая сладкая профессия.
  • самая волосатая профессия.
  • самая детская профессия.
  • самая смешная профессия.
  • самая горячая профессия.
  • самая благородная профессия.
  • самая умная профессия.
  • самая современная профессия.
  • самая модная профессия.
  • самая воздушная профессия.
  • самая добрая профессия.
  • самая болезненная (для пациента) профессия.
  • самая опасная профессия.
  • самая утонченная профессия (обоняние).
  • самая фантастическая профессия.

 

  1. 5. Конкурс «Профессии – синонимы»

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.

 

  • педагог –      (ответ: учитель, преподаватель).
  • врач –            (доктор, лекарь).
  • стоматолог – (дантист, зубной врач).
  • портной, портниха – (швец, швея).
  • сторож –       (охранник).
  • воспитатель –  (наставник).
  • летчик –  (пилот).
  • шофер –  (водитель).
  • голкипер – (вратарь).
  • солдат – (боец, воин).
  • торговец – (продавец).
  • фокусник – (факир, иллюзионист).
  • экскурсовод – (гид).
  • адвокат – (защитник).
  1. 6. Упражнение «Объявление».

Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист

 Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист,  продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)

             

 Вариант 2: команда сама выбирает профессию.

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.

Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее  или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.

  1. 7. Конкурс «Угадай профессию».

Заданиепредставители команд невербально показывают друг другу людей разных профессий, конкуренты должны угадать – какая это профессия

  1. 8. Конкурс « Он – Она»

Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.

  • Она - балерина, он - (ответ: танцовщик)
  • Она - стюардесса, он - (стюард)
  • Она - медсестра, он - (медбрат)
  • Он - доктор, она - (доктор)
  • Он - водолаз, она - (водолаз)
  • Он - гимнаст, она - (гимнастка)
  • Он - поэт, она -     (поэтесса)
  • Он - штукатур, она - (штукатур)
  • Он - повар, она - (повар)
  • Он - портной, она - (портниха)
  1. 9. Профи – викторина.

Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.

  • Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
  • Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
  • Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
  • Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
  • Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
  • Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
  • Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
  • Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
  • Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
  • Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
  1. 10. Игра «Интервью».

Первая команда становится журналистами, а вторая – дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.

Примеры вопросов журналистов:

  • Зачем нужно трудиться?
  • Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?
  • Может ли человек быть счастливым от своего труда?
  • Какого человека можно назвать успешным в жизни?
  • Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?

Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).

Час общения

«ХОЧУ – МОГУ – НАДО»

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

Цели: расширить представление учащихся о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).

Ход мероприятия

  1. 1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

ВЕДУЩИЙ. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

  1. 2. Игра «Визитка»

ВЕДУЩИЙ. После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы.)

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

  1. 3. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

ВЕДУЩИЙ Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

  1. 4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

ВЕДУЩИЙ. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

  1. 5. Мини-лекция «Формула профессии»

ВЕДУЩИЙ Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину ? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

  1. 6. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

ВЕДУЩИЙ. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении {имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

ВЕДУЩИЙ Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

  1. 7. Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

  1. 8. Заключительное слово

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

  1. 9. Подведение итогов (рефлексия)

Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.Куда скажут родители, туда и пойду после окончания школы.

Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

 

Родительское собрание

“Трудовое воспитание и профориентация”.

Цель:

Содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профориентации.

Информировать родителей о склонностях детей к той или иной профессии.

Ведущий: Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Исследования показывают, что у школьников у которых нет четкого осознания смысла и цели своей жизни, как правило, нет и профессионального намерения. У подростков вопрос о смысле жизни возникает впервые в силу развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо ответа на него еще нет. Конечно, каждый человек приходит к пониманию смысла своей жизни по-своему. Общих рецептов нет. Но некоторые советы своим детям могут и должны дать родители:

- остановитесь, задумайтесь, всмотритесь в себя: кто вы есть, что для вас важно, что вы хотите, не пора ли вам поразмыслить о смысле и цели своей жизни;

- оглянитесь, как живут ваши близкие, друзья, какие у них проблемы, чем вы можете им помочь;

- подумайте о своих родителях, учителях, сколько раз вы их обижали, в чем помогали, советовались с ними;

- подумайте о вашей Отчизне, чем вы можете ей помочь.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека.

При выборе профессии необходимо учитывать:

- желание, интересы и склонности личности – “хочу”

-человеческие возможности; уровень знаний, способности, психологические возможности, состояние здоровья “могу”

- потребности рынка труда в кадрах – “надо”.

Считаю в своей работе одним из важных направлений работы – профориентация. Хочу познакомить с результатами анкеты, которая была проведена на классном часе “Как выбрать профессию”, где ребята могли определить какая специальность для них ближе, учитывая их интересы, склонности. Если идти дальше, то хочу обратить внимание на те предметы, которые необходимы для получения той или иной специальности.

- Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.

Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 9 класса: продолжить общее образование в старшей школе или в профучреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор “надо”. В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

- социальный заказ, положение на рынке труда;

- уровень материального обеспечения семьи;

- возможности получения помощи в обучении;

- условия оплаты труда в данной сфере;

Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить ее тип, класс, отдел (Я “хочу”). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

И, третья часть выбора – учесть возможности ребенка (Я “могу”):

-интересы, склонности;

-успехи в учебе и потенциальные способности;

- свои сильные и слабые стороны;

- состояние здоровья.

Сознательный выбор профессии основывается:

- на знание о мире профессий;

-на знаниях о выбираемой конкретной профессии;

- изучение своих интересов;

- изучение своих способностей;

- знание своих сильных и слабых качеств;

- состояние своего здоровья;

- на учете материальных условий среды;

- на учете ситуации, на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс. Вашему профессиональному самоопределению помогают изучению основ наук, внеурочная деятельность, трудовое и производственное обучение. Но окончательное решение предстоит принять вам самим.

 Частой ошибкой в воспитании детей является, что не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность в труде, в общественно полезной деятельности.

 Хочу познакомить с результатами анкеты:

Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная сфера. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего “Я” и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни

Ознакомление родителей с результатами анкеты.

Впереди еще 2 года, за которые можно определиться с выбором профессии.

Анкета

  1. 1. Любишь ли трудиться? (выбери ответ и подчеркни его)

а) да б) нет

  1. 2. Какой труд тебе больше нравиться?

а) умственный б) физический в) умственный и физический

  1. 3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?
  2. 4. Сколько времени в день занимает физическая работа?
  3. 5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу?
  4. 6. Какие виды физического труда ты выполняешь?

 а) ежедневно

 б) один – два раза в неделю

 в) иногда

  1. 7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравиться?
  2. 8. Что ты испытываешь, когда ничем не занимаешься?
  3. 9. Что побуждает тебя трудиться? (выбери ответ и подчеркни)

а) интерес б) веление сердца и разума в) требование родителей

г) любовь и уважение к родителям или другим взрослым людям д) материальная нужда

е) что – то еще (напиши)

  1. 10. Какие общественные поручения вы выполняете?
  2. 11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой? (выбери ответ и подчеркни)

а) интерес б) “давление” классного руководителя в) общественное мнение коллектива класса г) что – то еще (напиши)

  1. 12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?
  2. 13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?

Анкета для выпускников школы

Вскоре Вы расстанетесь со школой и начнёте самостоятельную жизнь. Наверное, задавали себе вопросы, куда пойти учиться и какую профессию выбрать. Если же нет, то предлагаем Вам подумать над этим при заполнении нашей анкеты. Спасибо.  (в квадрате слева от вариантов ответов поставьте знак «галочку» у того варианта, который совпадает с вашим мнением)Начало формы

 

Образовательное учреждение___________________________________

Класс_______________________________

ФИО (полностью)_____________________________________________

  1. 1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?

обучаться в СУЗе                                 работать

обучаться в ВУЗе                                 служить в армии

 хочу отдохнуть и развлечься   иной вариант __________________

  1. 2. Определились ли Вы с выбором профессии, если да, каков Ваш выбор?

 да     ____________________________________________________

 нет

  1. 3. Кто повлиял (влияет) на Ваш выбор?

 родители                                                   школа, учителя

 наследственные задатки                           сверстники, друзья

 материальное положение в семье             СМИ

 иной вариант _____________________________________________

  1. 4. В какое учебное заведение Вы планируете поступать? На какой факультет?
  2. 5. Почему Вы выбрали это учебное заведение?
  3. 6. Как Вы думаете, возможно ли в настоящее время трудоустроиться по выбранной Вами профессии?

 да, легко

 возможно

  невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда

  1. 7. Почему вы выбрали именно эту профессию?
  2. 8. Что вы знаете о выбранной Вами профессии?
  3. 9. Как вы поступите в случае неудачи при поступлении в выбранное Вами учебное заведение?

 

Тест для профессиональной ориентации учащихся по теме:

«Хочу. Могу. Надо»

I.Выберите утверждения, которые относятся к фактору «надо»

  1. Социальный заказ, положение на рынке труда.
  2. Интересы, склонности.

3.Уровень материального обеспечения семьи.

  1. Свои сильные и слабые стороны.
  2. Состояние здоровья.
  3. Желание профессии.
  4. Специальность, которую вы хотите
  5. Условия оплаты труда в данной сфере.
  6. Успехи в учебе и потенциальные способности.

10.Интерес к конкретной профессии.

  1. Местная инфраструктура профессионального образования.
  2. Природные задатки, способности.
  3. II.Выберите утверждения, которые относятся к фактору «хочу»

1.Социальный заказ, положение на рынке труда.

  1. Интересы, склонности.

3.Уровень материального обеспечения семьи.

  1. Свои сильные и слабые стороны.
  2. Состояние здоровья.
  3. Желание профессии.
  4. Специальность, которую вы хотите
  5. Условия оплаты труда в данной сфере.
  6. Успехи в учебе и потенциальные способности.

10.Интерес к конкретной профессии.

  1. Местная инфраструктура профессионального образования.
  2. Природные задатки, способности.

III. Выберите утверждения, которые относятся к фактору «могу»

1.Социальный заказ, положение на рынке труда.

  1. Интересы, склонности.

3.Уровень материального обеспечения семьи.

  1. Свои сильные и слабые стороны.
  2. Состояние здоровья.
  3. Желание профессии.
  4. Специальность, которую вы хотите
  5. Условия оплаты труда в данной сфере.
  6. Успехи в учебе и потенциальные способности.

10.Интерес к конкретной профессии.

  1. Местная инфраструктура профессионального образования.
  2. Природные задатки, способности.

Ключ к тесту:

«надо» - 1, 3, 8, 11

«хочу» - 6, 7, 10

«могу» - 2, 4, 5